Библия Синодальный перевод Псалтирь Стих  1:1

Псалтирь
 


Псалом 
1

Пс.1  с толкованием
Псалом Давида.
 


1
Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

Пс.1:1  с толкованием

2
но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

Пс.1:2  с толкованием

3
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

Пс.1:3  с толкованием

4
Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

Пс.1:4  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Пс.1:1
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Псалтирь блж. Феодорит Кирский Псалом  1

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.1

Псалом 
1

Пс.1  с толкованием

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе.
 

Пс.1:1 с толкованием
Из сего не трудно усмотреть, что переводившие божественныя Писания, какия в древности нашли у Евреев надписания, те и преложили на еллинский язык. Ибо сей и следующий за ним псалом, нашедши ненадписанным, оставили без надписания, не осмелившись к словам Духа приложить что-либо от себя. Некоторые из описывавших содержание псалмов утверждали, что сей псалом содержит в себе учение нравственное. А мне кажется он не менее догматическим, сколько и нравственным. Ибо содержит в себе обвинение не только грешных, но и нечестивых, и советует непрестанно внимать Божественным словесам, из которых извлекаем не нравственную только, но и догматическую, пользу. Весьма прилично великий Давид собственному своему писанию предпоставил ублажение, подражая в том Сыну своему и вместе Владыке, разумею Спасителя Христа, Который учение, преподанное священным ученикам, начал ублажениями, сказав: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное (Мф.5:3). Владыка же Христос, как человек, есть сын Давидов, по изречению священнаго Евангелия: книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля (Мф.1:1); а как Бог, есть Господь и Творец его; вот о сем изречение самого Давида: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене (Пс.109:1). Посему Давид ублажает того, кто не пошел общим путем с нечестивыми, не принял непременнаго совета грешных (ибо сие назвал он стоянием), и избегает постояннаго развращения губителей. Хотя название блаженным есть наименование божественное (свидетель сему божественный Апостол, когда взывает: блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих (1Тим.6:15), однако же Владыка Бог имя сие, как и другия имена, сообщил и людям. Ибо, именуясь верным (сказано: верен Бог, имже звани бысте во общение Сына Его (1Кор.1:9); и блаженный Моисей говорит: Бог верен, и несть неправды в Нем (Втор.32:4), и людей, приемлющих несомненно словеса Его, наименовал верными. Подобно сему, будучи и именуясь Богом, сие название сообщил Великодаровитый и людям, и говорит: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете (Пс.81:6-7). И так имя: блаженный есть плод усовершения в добродетели. Ибо, как и каждое занятие в жизни имеет свою цель, и упражнение в борьбе - оливковые венцы, военное дело - победы и победные памятники, врачевство - здравие и избавление от болезней, купечество - собрание денег и приумножение богатства; так и наука добродетели имеет плодом и целию Божественное ублажение. Но усматривая, что ублажается здесь только муж, никто да не подумает, будто бы женский пол лишен ублажения; потому что Владыка Христос, представив ублажения мужей, не воспретил и женам приобретение добродетели. Слово Божие вместе с мужами разумеет и жен; потому что глава жены муж, как говорит божественный Апостол (1Кор.11:3). С главою же сочетаваются члены тела и радуются, когда увенчавается глава. Так и мы, обращая к кому-либо речь и именуя его любезною главою, не разделяем телесных членов, но под именем части приветствуем целое. Не просто же Давид упомянул сперва о пути, потом о стоянии, и наконец о седении, а напротив того в точности зная, что помысл, будет ли он худой или добрый, сперва приходит в движение, а потом установляется, и после сего принимает некое не поколебимое постоянство. Посему Пророк советует не допускать в ум какой-либо злочестивой мысли и не приступать к делу беззаконному. Нечестивыми же божественному Писанию обычно называть преданных безбожию или многобожию, и грешными - вознамерившихся жить в беззаконии и возлюбивших жизнь развратную, а губителями - не себя только доводящих до погибели, но сообщающих пагубу и другим, подобно болезни, поражающей людей и скотов, которою заражаются приближающиеся к ним. Посему слово повелевает бегать их сонмищ. Но для усовершения в добродетели недостаточно избегнуть только порока; сказано: уклонися от зла, и сотвори благо (Пс.33:15); и блаженный Исаия говорит: престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (Ис.1:16-17). Посему блаженный Давид весьма справедливо присовокупил: