Бе́дность:
1) материальное состояние, социальное положение, характеризуемое низкой материальной обеспеченностью, нуждой, недостаточностью средств;
2) одно из условий, способствующих духовно-нравственному совершенствованию (Ин.19:21);
3) нестяжание, предмет одного из монашеских обетов;
4) духовная бедность — внутреннее состояние личности, характеризуемое недостаточностью духовно-нравственного воспитания (самовоспитания), низким уровнем духовно-нравственного развития;
Важно иметь в виду, что бедность сама по себе не спасительна, она лишь способствует совершенству подвижника.
Прот. Александр Мень: У пророка Амоса (Ам.2:7) впервые появляются два библейских понятия: «бедные» (евр. Эвьоним) и «кроткие» (евр. Анавим). Эвьоним — не просто бедняки, но люди истинного благочестия. Эти древние «нестяжатели» предпочитали довольствоваться малым во имя правды Божьей. Впоследствии в псалмах очень часто слово «бедный» будет синонимом «праведного». Примечательно, что первые христиане Иерусалима называли себя эвьоним, памятуя о том, что Господь Иисус в Нагорной проповеди обращался к «нищим» и «кротким».
Вопреки мнению множества современных людей, что одним из важнейших (если не наиважнейшим) показателей состоявшейся жизни, успешности человека служит материальное благополучие, высокий статус, завидное положение в обществе, отношение к этой тематике со стороны христианства совершенно иное.
Конечно, христианство не отрицает возможности сочетания внешнего благополучия, богатства, с праведностью, добродетельностью. История предоставляет нам массу подобных примеров. Как известно, среди почитаемых Церковью святых есть и цари (Давид, Константин), и князья (Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской), и благотворители, и строители храмов.
Вместе с тем Церковь, вслед за Христом, предостерегая верующих от ошибок, не устаёт повторять, что богатому непросто войти в Царство Божье, по крайней мере не проще, чем верблюду пробраться сквозь игольное ушко (Лк.18:25).
Разность в этих оценках связана не с отношением Церкви к богатству как таковому, а с тем, какой ценой и ради чего оно добывается, приумножается, копится.
Как правило богатство достаётся с трудом, а обладание им связано с множеством соблазнов. Человек, стремящийся к богатству ради богатства (и связанных с ним широкими земными возможностями), готов расходовать и расходует на обогащение едва ли не большую часть своих сил.
Несомненно, что и приобретение, и управление богатством требует умных решений, что, конечно, подразумевает наличие интеллектуальных способностей. Но значит ли это, что человек среднего достатка или бедняк априори глупее богатого?
Разумеется, нет. Ведь одно дело — желать стать богатым и не мочь, совсем другое — не желать и не стремиться к чрезмерному обогащению, а желать и стремиться реализовывать свои способности, в том числе интеллектуальные, через то делание, к которому расположена душа.
В случае, если человек посвящает свое время и силы какому-либо деланию по любви к этому деланию, то именно оно является для него первичным, материальное же обогащение — вторичным.
Что касается христианина (в подлинном смысле этого слова), первичным для него служит стремление не к земным, временным, тленным благам, а стяжание Духа Святого, наследование Небесных благ, вечных и нетленных.
Что «выгоднее»? Для христианина ответ очевиден. И коль скоро христианин предпочитает Небесные блага земному благополучию, то не богач вправе задавать ему вопрос «если ты такой умный, то почему такой бедный?», но он — поклоннику богатства, богачу: если ты такой умный, то почему до сих пор не христианин (в точном значении этого слова)?