Бес, бесы

Бес, бесы

Бес, бе́сы (иначе: демоны, черти, нечистые, лукавые, падшие духи, злые духи) – бесплотные существа, бывшие некогда светлыми Ангелами, но возгордившиеся и во главе с сатаною восставшие против Бога, за что были низвержены с Неба на землю.

Почему Бог попускает бесам искушать праведников?

Изначально все ангелы были созданы совершенными, свободными от зла. Однако их свобода выражалась не в принципиальной невозможности грешить, но принципиальной возможности не грешить, в возможности осознанно и добровольно стремиться к Добру. Благодаря этой способности они могли стать не просто безгрешными, но и праведными (ведь в отличие от безгрешности, свойственной и животным, и растениям, праведность подразумевает свободное расположение к добру).

Все без исключения ангелы обладали возможностью нравственного самоопределения. Часть из них злоупотребили свободой и последовали за возмутителем Небесного порядка — сатаной. В результате они были изгнаны с Небес (Ис.14:12). Не имея возможности культивировать зло в Царстве Небесном, они множат его среди людей.

Так как Бог Сам одарил их свободой выбора, Он попускает им действовать в соответствии с этой свободой. Между тем, это не значит, будто бесы вольны злодействовать столько, сколько им позволяют их естественные силы. Господь ограничивает их злую деятельность, соизмеряя это ограничение с целями Высшего Промысла.

Ярким примером такого рода ограничений во времена Ветхого Завета служила история с Иовом (Иов.1:12), а с наступлением новой эпохи Сам Христос продемонстрировал множество случаев укрощения бесов, изгнания их из людей.

Помимо названной, есть ещё одна важная причина, по которой Господь дозволяет демонам сеять соблазны среди людей.

Как Премудрый Владыка и Промыслитель, Он и злые дела обращает к добрым последствиям. Сокрушив ад и создав Церковь, Господь наделил её всеми необходимыми средствами для борьбы человека с властью греха, в том числе с греховными искушениями, навязываемыми бесами.

В рамках невидимой брани с лукавыми ангелами подвижники укрепляются духом, закаляют свою волю, опытно осознают опасность и мерзость греха, ценность добра, наконец, удостаиваются за свои подвиги венцов славы.

В этом отношении уместно сравнение христианских подвижников с первозданным Адамом. Адам был чист и невинен, однако не обладал той духовной силой, которой обладают христианские святые. В этом отношении их духовное состояние выше, чем состояние первого человека.

***

Невидимо бесы борются с нами через помыслы, а осязаемо посредством других людей, от которых мы терпим несправедливые оскорбления и притеснения. Если демонам удается полностью овладеть каким-нибудь человеком, тогда они начинают использовать его для еще более грубых нападений на нас.

Бесы не могут читать человеческие мысли, определяя их только по внешним проявлениям, но могут внушать свои.

Общество падших духов имеет строгую иерархическую структуру с подчинением князьям тьмы. В эту структуру включены и земные сообщества людей, предавшихся воле злых духов и служащих им.

«Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком, а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом» – преподобный Иоанн Лествичник

См. ДЬЯВОЛ, ПАДШИЕ ДУХИ, ЗЛО, БЕСНОВАНИЕ