Библия Синодальный перевод Бытие Глава  1

Бытие
 


Глава 
1

Быт.1  с толкованием

1
В начале сотворил Бог небо и землю.

Быт.1:1  с толкованием

2
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

Быт.1:2  с толкованием

3
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Быт.1:3  с толкованием

4
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

Быт.1:4  с толкованием

5
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Быт.1:5  с толкованием

6
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

Быт.1:6  с толкованием

7
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

Быт.1:7  с толкованием

8
И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

Быт.1:8  с толкованием

9
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

Быт.1:9  с толкованием

10
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

Быт.1:10  с толкованием

11
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

Быт.1:11  с толкованием

12
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

Быт.1:12  с толкованием

13
И был вечер, и было утро: день третий.

Быт.1:13  с толкованием

14
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

Быт.1:14  с толкованием

15
и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

Быт.1:15  с толкованием

16
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

Быт.1:16  с толкованием

17
и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

Быт.1:17  с толкованием

18
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

Быт.1:18  с толкованием

19
И был вечер, и было утро: день четвёртый.

Быт.1:19  с толкованием

20
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

Быт.1:20  с толкованием

21
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

Быт.1:21  с толкованием

22
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

Быт.1:22  с толкованием

23
И был вечер, и было утро: день пятый.

Быт.1:23  с толкованием

24
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

Быт.1:24  с толкованием

25
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Быт.1:25  с толкованием

26
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Быт.1:26  с толкованием

27
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Быт.1:27  с толкованием

28
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Быт.1:28  с толкованием

29
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;

Быт.1:29  с толкованием

30
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

Быт.1:30  с толкованием

31
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Быт.1:31  с толкованием

Толкования на главу Быт.1
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  1

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.1

Глава 
1

Быт.1  с толкованием

1
В начале сотвори Бог небо и землю, то есть сущность неба и сущность земли. Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств.

Быт.1:1  с толкованием
В начале сотвори Бог небо и землю. Сим и ограничилось дело первоначального творения; потому что ничего иного не сотворено вместе с небом и землею. Даже и природы, сотворенные в тот же день, тогда сотворены еще не были. А если бы они были сотворены вместе с небом и землею; то Моисей сказал бы о сем. Не говорит же он, чтобы не подать мысли, будто бы наименование природ древнее их бытия. Из сего ясно открывается, что небо и земля сотворены из ничего, потому что не были еще сотворены ни вода, ни воздух, не получили еще бытия ни огонь, ни свет, ни тьма: они произведены позднее неба и земли. Поэтому суть твари, ибо произошли после неба и земли; и не вечны, ибо не было их прежде неба и земли.
 

После сего Моисей говорит не о том, что над твердью, но о том, что между твердью и землею, как бы в недрах каких. Не написал он нам о духах, не говорит, в какой день сотворены они. О земле же пишет, что
 


2
была не образована и пуста, то есть ничего на себе не имела и была пустынна. И сие сказал, желая показать, что пустота была прежде природ. Впрочем не говорю, что пустота есть нечто действительно существующее, а хочу только показать, что была тогда одна земля, и кроме ее ничего другого не было.

Быт.1:2  с толкованием
Сказав о сотворении неба и земли и указав на пустоту (поелику время древнее природ, сотворенных по времени), Моисей обращается к описанию самых природ, и говорит: и тма верху бездны. Это показывает, что бездна вод сотворена в то же время. Но как она сотворена в тот день, в который сотворена? Хотя и сотворена в этот день и в это время, однако же Моисей не написал в сем месте, как она сотворена; посему и должны мы принять, что бездна сотворена в то время, как написано, а как она сотворена от самого же Моисея ожидать на сие объяснения. Тьму верху бездны некоторые почитают тенью неба. Если бы твердь сотворена была в первый день, то мнение их могло бы иметь место. А если бы горние небеса подобны были тверди: то глубокая тьма была между небесами и небесами; потому что не был еще сотворен и водружен там свет, который своими лучами разгонял бы там тьму. Если же небесная область светла, как свидетельствует Иезекииль, Павел и Стефан, и небеса светом своим разгоняют тьму; то как распростирали они тьму над бездною?
 

Если все сотворенное (хотя написано, или не написано о сотворении того) сотворено в шесть дней; то облака сотворены в первый день. Огонь сотворен вместе с воздухом, хотя о нем и не написано, так и облака сотворены вместе с бездною, хотя и не написано о них, что сотворены вместе с бездною, подобно тому, как не написано о сотворении огня вместе с воздухом. Ибо надлежало, чтобы все было сотворено в шесть дней. Происхождение же облаков нам известно, и потому должны мы полагать, что облака сотворены вместе с бездною; ибо они всегда рождаются от бездны. И Илия видел облак восходящий из моря (3Цар.18:44), и Соломон говорит: в чувстве его бездны разверзошася, облацы же источиша росу (Притч.3:20). В том, что облака сотворены в это именно время, то есть в первую ночь, убеждает нас не одна сущность облаков, но и самое их действие, ибо полагаем, что ими произведена первая ночь. Подобно тому, как облака распростирались над Египтом три ночи и три дня, и произвели ночь, распростерты были облака над целым миром в первую ночь и в первый день творения. Если облака были прозрачны; то первый день не был лишен некоторого освещения, потому что сияния горних небес было достаточно заменить свет, сотворенный после в первый же день.
 

По прошествии ночи и дня в вечер второй сотворена твердь; и она с сего времени тенью своею производила следующие за тем ночи. Таким образом, в вечер первой ночи сотворены небо и земля, с ними сотворена и бездна, сотворены облака, и они-то, распростершись над всем, произвели темную ночь. А после того, как тень сия покрывала все в продолжении двенадцати часов, сотворен свет, и он рассеял тьму, распростертую над водами.
 

Сказав о тьме, что тьма была распростерта верху бездны, Моисей продолжает: и дух Божий ношашеся верху воды. Дух Божий есть Святый Дух Бога Отца, исходящий от Него невременно, и по сущности и творческой силе равный Отцу и единородному Сыну Его. Дух сей, собственно, особо и самостоятельно отличаемый от Отца, в божественном Писании именуется Духом Божиим и Духом Святым. О Нем говорится: ношашеся над водами, чтобы вложить родотворную силу в воды, в землю и в воздух; и они оплодотворились, породили в себе и произвели растения, животных и птиц. Духу же Святому подобало носиться в удостоверение, что творческою силою равен Он Отцу и Сыну. Ибо Отец изрек, Сын сотворил; подобало и Духу привнести Свое дело. И сие явил Он ношением, явственно показав тем, что все приведено в бытие и совершено Троицею. Притом должно знать, что Писание, когда повествует о творческой силе Божества, не представляет нам такого духа, который бы, как нечто сотворенное и произведенное, вместе с Богом носился над водами, но говорит о Духе Святом. Он согревал, оплодотворял и соделывал родотворными воды, подобно птице, когда она с распростертыми крыльями сидит на яйцах, и, во время сего распростертия, своею теплотою согревает их и производит в них оплодотворение. Сей-то Дух Святый представлял нам тогда образ святого крещения, в котором, ношением Своим над водами, порождаешь Он чад Божиих 1.
 

Сказав о сотворении неба, земли, тьмы, бездны и вод в начале первой ночи, Моисей обращается к повествованию о сотворении света в утро первого дня. Итак, по истечении двенадцати часов ночи, сотворен свет среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и производивших тьму. Тогда начался первый месяц Низан, в который дни и ночи имеют равное число часов; свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет и облака сотворены во мгновение ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцати часов.
 

Свет, явившийся на земле, подобен был или светлому облаку, или восходящему солнцу, или столпу, освещавшему народ еврейский в пустыне. Во всяком случае несомненно только то, что свет не мог бы рассеять обнимавшую все тьму, если бы не распространил всюду или сущность свою, или лучи, подобно восходящему солнцу. Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте; повсюду рассевал он тьму, не имея движения; все движение его состояло в появлении и исчезновении; по внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, и с появлением оканчивалось ее владычество. Так свет производил и три последующие дня. Чтобы свет не обратился в ничто, как происшедший из ничего, Бог особенно засвидетельствовал о нем, сказав:
 


18
яко добро. А сим самым засвидетельствовал, что добры зело все твари, происшедшие прежде света, о которых не было сказано, что они добры. Ибо хотя Бог не сказал сего о них, при самом сотворении их из ничего; однако же после, когда образовал все из них, подтвердил это и о них. Ибо ко всему сотворенному, т.е. ко всему, что сотворено в шесть дней, относятся слова, сказанные при конце шестого дня:

Быт.1:18  с толкованием

31
и виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело.

Быт.1:31  с толкованием
Сей первоначальный свет, по сотворении названный добрым, восхождением своим производил три дня. Он, как говорят, содействовал зачатию и порождению всего, что земля должна была произвести в третий день; солнцу же, утвержденному на тверди, надлежало привести в зрелость то, что произошло уже при содействии первоначального света. Говорят же, что из сего рассеянного всюду света и из огня, сотворенных в первый день, устроено солнце, которое на тверди, и что луна и звезды - из того же первоначального света, чтобы, как солнце, владеющее днями, освещая землю, вместе с тем приводило в зрелость ее произведения, так луна, владеющая ночами, не только светом своим умеряла ночью жар, но и содействовала земле производить свойственные ей по первоначальной природе плоды и произведения. И Моисей в своих благословениях говорит: от плода, который производит луна (Втор.33:14).
 

О свете замечают, что он сотворен в первый день, кроме всего прочего, и для произведений земных. Но хотя земля при посредстве сего света произвела все, что совершилось в третий день, между тем как свет был в первоначальном своем состоянии; впрочем, все плоды земные при посредстве луны, как и при посредстве света, должны были получить начало, при посредстве же солнца - придти в зрелость.
 

Итак, земля произвела все из себя при содействии света и вод. Хотя Бог и без них мог произвести все из земли; однако же, такова была воля Его, и тем хотел Он показать, что все, сотворенное на земле, сотворено на пользу человеку и на служение ему.
 

Воды, покрывавшие землю в первый день, были несоленые. Хотя над землею была бездна вод, но не было еще морей. Воды сделались солеными в морях, до собрания же их в моря не были солоны. Когда воды разлиты были по лицу земли для ее орошения; тогда были они сладки. Когда же в третий день собраны в моря; тогда соделались солеными, чтобы, от совокупления в одно место, не подверглись гниению, и чтобы, принимая в себя вливающиеся в них реки, не переполнялись. Вода рек, вливающихся в море, была для него достаточным питанием. Чтобы не иссохло море от солнечного зноя, вливаются в него реки. А чтобы не возрастало море, не выходило из пределов и не потопляло землю, принимая в себя воды рек, воды их поглощаются соленостью моря.
 

Если положим, что с сотворением вод сотворены вместе и моря, и покрыты были водами, и что воды морей были горьки; то и тогда должны сказать, что воды над морями не были горьки. Ибо моря были и покрывались водами во время потопа, однако же не могли сообщить горечи своей сладким водам потопа, которые были над морями. А если бы моря могли сделать потопные воды горькими, то как сохранились бы в них маслины и все другие земные произрастения? Или как стали бы пить их во время потопа Ной и бывшие с ним? Ною повелено было внести в ковчег пищу для себя и для всех бывших с ним, потому что негде было доставать пищи; воды же не повелено было внести, потому что бывшие в ковчеге могли пить воду, которая отвсюду окружала ковчег. Таким образом, как были не солоны потопные воды, хотя покрывали собою моря, так не были горьки воды, собранные в третий день, хотя и были бы горьки воды бывших под ними морей.
 

Но поелику собрание вод произошло не прежде сказанного Богом:
 


9
да соберется вода, и да явится суша; то конечно не было и морей, прежде нежели Бог

Быт.1:9  с толкованием

10
собрания вод нарече моря. Поэтому, моря вместе с тем, как получили имя и заняли вместилище свое, изменились и получили соленость, которой не имели до занятия ими своего вместилища. Да и самое вместилище морей сделалось углубленным в то именно время, когда сказано: да соберется вода в собрание едино, то есть или дно морей стало ниже прочей земли, и вместе с водами, бывшими над ним, приняло в себя воды, бывшие над всею землею, или воды поглотили друг друга, чтобы достало для них места, или дно моря расселось, и произошло великое углубление, так что воды в мгновение ока устремились по склону дна. Хотя воды собрались во едино по Божию повелению; однако же и при самом сотворении земли отверста была им дверь, чтобы могли они собраться в одно вместилище.

Быт.1:10  с толкованием
Как при собрании вод первых и вторых не было такого заключенного места, из которого бы не могли они выходить; так в последствии исходят они разными потоками и источниками, и собираются в моря свои теми стезями и путями, какие проложены ими с первого дня.
 

И горние воды, во второй день отделенные от прочих вод простертою между ними твердью, были также сладки, как воды дольние; они не таковы, как воды, осолившиеся в морях в третий день, но таковы же, как и отделенные от них во второй день. Они не солоны, потому что не подвержены гниению. Они не на земле, от чего бы могли загнивать; там воздух не служит к тому, чтобы порождали и производили они пресмыкающихся. Для вод сих ненужно, чтобы впадали в них реки; они не могут иссякнуть, потому что нет там солнца, которое зноем своим иссушало бы их; они пребывают там росою благословений, и блюдутся для излияния гнева.
 

Невозможно предполагать также, чтобы воды над твердью были в движении, ибо приведенное в порядок не кружится без порядка, и что есть, то не приводится в движение тем, чего нет. Что сотворено в чем-либо другом, то при самом сотворении получает для себя все, и движение, и восхождение, и нисхождение в том, в чем сотворено. А горние воды не окружены ничем; потому не могут они течь вниз или кружиться; ибо нет для них того, в чем бы они текли вниз, или кружились.
 

Так, по свидетельству Писания, небо, земля, огонь, воздух и воды сотворены из ничего, свет же сотворенный в первый день, и все прочее, что сотворено после него, сотворено уже из того, что было прежде. Ибо, когда Моисей говорит о сотворенном из ничего, употребляет слово: сотвори; сотвори Бог небо и землю. И хотя не написано об огне, водах и воздухе, что они сотворены, однако же не сказано также, что они произведены из того, что было прежде. А потому и они из ничего, как небо и земля из ничего. Когда же Бог начинает творить из того, что было уже, тогда Писание употребляет подобное сему выражение: рече Бог, да будет свет и все прочее. Если же сказано:
 


21
сотвори Бог киты великия, то прежде сего говорится следующее:

Быт.1:21  с толкованием

20
да изведут воды гады душ живых. Посему, только поименованные выше пять родов тварей сотворены из ничего, все же прочее сотворено из того уже, что сотворено из ничего.

Быт.1:20  с толкованием
И огонь сотворен в первый день, хотя о сотворении его не написано, потому что он заключен в ином. Как существующий не сам по себе и не для себя, он сотворен вместе с тем, в чем заключен. Как существующий не для себя, не мог он быть прежде того, что составляет конечную причину его бытия. Огонь находится в земле; о сем свидетельствует самая природа; но что огонь сотворен вместе с землею, сего Писание не объявляет, говорит же просто: в начале сотвори Бог небо и землю. Посему, хотя теперь огонь будет не в земле, но в водах, ветре и облаках, однако же земле и водам во всякое время повелено порождать его из недр своих.
 

И тьма не есть что-либо вечное, она даже не тварь; потому что тьма, как показывает Писание, есть тень. Она не прежде неба и не после облаков сотворена, но вместе с облаками, и ими порождена. Бытие ее зависит от иного, потому что нет у нее собственной сущности; и когда перестает быть то, от чего она зависит, тогда вместе с сим, и подобно сему, перестает быть и тьма. Но что прекращается вместе с другим, перестающим быть, то близко к несуществующему; потому что иное служит виною его бытия. Посему тьма, которая была при облаках и тверди, и которой не стало при первоначальном свете и при солнце, могла ли быть самостоятельною, когда одно своим распростертием породило ее, а другое явлением своим рассеяло ее? А если одно производит тьму и дает ей бытие, а другое обращает ее в ничто; то можно ли почитать ее вечною? Ибо вот облака и твердь, сотворенные вначале, породили тьму, а свет, сотворенный в первый день, рассеял ее. Бели же одна тварь произвела ее, а другая рассеяла, притом одна постоянно, вместе с собою и в тот же час, приводить ее в видимость, а другая обращает ее в ничто в то именно время, когда обращается она в ничто; то необходимо заключить, что одна дает начало ее бытию, а другая прекращает ее бытие. Посему, если твари дают тьме бытие и прекращают оное, то следует, что тьма есть произведение тварей (ибо она есть тень тверди), и что тьма перестает быть при другой твари (ибо исчезает при солнце). И сию-то тьму, которая совершенно порабощена тварям, некоторые учители почитают враждебною тварям, - ее, не имеющую собственной сущности, признают они вечною и самостоятельною!
 

Моисей, сказав о том, что сотворено в первый день, приступает к описанию творения в следующий день, и говорит:
 


6
и рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи

Быт.1:6  с толкованием

7
между водою, яже под твердию, и между водою, яже бе над твердию. Твердь, утвержденная между водами и водами, имела такое же протяжение, в каком воды распростерты были по земной поверхности. Поелику и над твердью воды, какие над землею, и под твердью земля, воды и огонь; то твердь заключена в этом, как младенец в матерних недрах.

Быт.1:7  с толкованием
Иные, полагая, что твердь в средине всего сотворенного, почитают ее недрами вселенной. Но если бы твердь сотворена была как средина вселенной; то свет, тьма и воздух, бывшие над твердью, когда созидаема была твердь, и остались бы над твердью. Если твердь сотворена ночью, то, вместе с оставшимися там водами, остались бы над твердью тьма и воздух. А если сотворена днем, то, вместе с водами, остались бы там свет и воздух. Если же там они остались; то те, которые здесь, суть уже другие. Посему, когда они сотворены? Но если не остались там; то каким образом природы, при творении тверди бывшие над твердью, переменили свое место и оказались под твердью?
 

Твердь сотворена в вечер второй ночи, как и небо сотворено в вечер первой ночи. Вместе с происхождением тверди исчезла сень облаков, которые, в продолжение ночи и дня, служили вместо тверди. Поелику твердь сотворена между светом и тьмою, то тьма заняла место над твердью, как скоро с удалением облаков удалена и тень облаков. Но и свет не остался там же; потому что исполнилась мера часов его, и погрузился он в воды, бывшие под твердью. Итак, вместе с твердью ничто не подвиглось вверх, потому что ничего не осталось над твердью: ей назначено разлучить воды от вод, а разлучить свет от тьмы не было назначено.
 

Итак, света не было в первую ночь мироздания, а во вторую и в третью ночь, как сказали мы, свет погружался в воды, бывшие под твердью, и из них произникал. В четвертую же ночь, когда собраны были воды в одно место, как говорят, приведен в устройство свет; и тогда из него и из огня произошли солнце, луна и звезды. И сим небесным светилам назначены свои места; луна поставлена на западе тверди, солнце на востоке, звезды в тот же час рассеяны и расположены по всей тверди.
 

О свете, бывшем в первый день, Бог сказал: яко добро; о тверди же, сотворенной во второй день, не сказал сего, потому что твердь была еще не вполне совершена, не получила полного устройства и украшения. Творец медлил изречь слово одобрения, пока не произошли светила, чтобы, когда твердь украсится солнцем, луною и звездами, и светила сии, воссияв на тверди, рассеют на ней глубокую тьму, тогда и о ней изречь то же, что изречено Им о других тварях, а именно, что они добры зело.
 

Сказав о тверди, произведенной во второй день, Моисей обращается к повествованию о собрании вод, также о злаках и о древах, какие произрастила земля в третий день, и говорит так:
 


9
и рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. Сказанное: да соберется вода в собрание едино, дает разуметь, что земля поддерживала собою воды, а не под землею были бездны, держась ни на чем. Итак, в ту же ночь, как скоро изрек Бог, воды собрались воедино, и поверхность земли во мгновение ока осушилась.

Быт.1:9  с толкованием
Когда же совершилось то и другое; Бог утром повелевает земле произвести всякого рода злак и траву, а также различные плодоносные дерева. Злаки, во время сотворения своего, были порождениями одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев. Также и дерева, во время сотворения своего, были порождениями одного дня, но по совершенству и по плодам, обременявшим ветви, казались порождением годов. Ибо уготованы были злаки, как потребные в пищу животным, которые сотворены чрез два потом дня, и класы, как потребные в пищу Адаму и Еве, которые чрез четыре дня изгнаны из рая.
 

Сказав о собрании вод и о земных произрастениях в третий день, Моисей обращается к повествованию о светилах, сотворенных на тверди, и говорит:
 


14
и рече Бог: да будут светила на тверди небесней, разлучати между днем и между нощию, т.е. одно из них да владычествует над днем, а другое над ночью. Бог сказал: да будут в знамения, то есть часов, да будут во времена, то есть в показание лета и зимы, да будут во дни, то есть восхождением и захождением солнца да измеряются дни, да будут в лета, потому что годы слагаются из солнечных дней и из лунных месяцев.

Быт.1:14  с толкованием
Сказано:
 


16
сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, светило меньшее в начала нощи, и звезды. Во дни, предшествовавшие четвертому, создание тварей было вечером, но приведение в устройство тварей четвертого дня было утром. После того, как третий день кончился, и было сказано:

Быт.1:16  с толкованием

13
и бысть вечер, и бысть утро, день третий, не в вечернее время сотворил Бог два светила, чтобы не нарушился порядок ночи и дня, и утро не было ранее вечера.

Быт.1:13  с толкованием
Поелику и последующие дни следовали такому же порядку, как и день первый, то и ночь четвертого дня, подобно ночам прежним, предваряла день. А если вечер сего дня был ранее утра; то следует, что светила сотворены не вечером, но в утреннее время. Сказать, что одно из светил сотворено вечером, а другое утром, не позволяет сказанное:
 


14
да будут светила, и: сотвори Бог два светила великая. Если же светила, в то самое время, когда сотворены, были велики, и сотворены они утром; то следует, что солнце стояло тогда на востоке, а луна против него - на западе; солнце было низко, и частью погружено, потому что сотворено на месте восхождения его над землею, а луна была выше, потому что сотворена там, где бывает в пятнадцатый день. Посему в то время, как солнце стало видимо на земле, оба светила увидели друг друга и потом луна как бы погрузилась. И самое место, где была луна при своем сотворении, и ее величина, и светлость показывают, что сотворена она в том виде, в каком бывает в пятнадцатый день.

Быт.1:14  с толкованием
Как дерева, травы, животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды: стары по виду членов и составов их, молоды по времени своего сотворения; так и луна была вместе и стара и молода; молода, потому что едва была сотворена, стара, потому что была полна, как в пятнадцатый день. Если бы луна сотворена была, какою бывает в первый или во второй день, то по близости к солнцу не могла бы светить и даже быть видимою. Если бы луна сотворена была, какою бывает в четвертый день; то, хотя была бы она видима, но не светила бы, и неверным оказалось бы сказанное: сотвори Бог два светила великая, а также: да будут светила на тверди небесней, освещати землю. Как луна сотворена, какою бывает в пятнадцатый день; так солнце, хотя ему был первый день, при сотворении своем было четверодневно, потому что все дни считались и считаются по солнцу.
 

Одиннадцать дней, которыми луна старее солнца, и которые прибавлены луне в первый год, суть те самые дни, которые ежегодно прибавляются луне употребляющими лунное счисление. Год Адамов не был год неполный, потому что недостающее число дней луны восполнено было при самом ее сотворении. По сему году потомки Адамовы научились и к каждому году прибавлять одиннадцать дней. Поэтому, не халдеи учредили так считать времена и годы, но учреждено сие прежде Адама.
 

Сказав о светилах, утвержденных на тверди, Моисей обращается к повествованию о гадах, птицах и китах, которые сотворены из вод в пятый день, и говорит:
 


20
и рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли.

Быт.1:20  с толкованием

21
И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родам их. Когда, по собрании вод во второй день, составились реки, явились источники, озера и болота: тогда воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию, породили из себя гадов и рыб: в безднах сотворены киты, и среди волн в то же время воспарили в воздух птицы. О сотворении левиафана и бегемота упоминают и Пророки, и о первом говорят, что живет он в море (Пс.64:7), о бегемоте же Иов говорит, что живет он на суше (Иов.40:10). И Давид говорит о нем, что пасется он на тысяче гор (Пс.49:11). Вероятно, что по сотворении указаны им и места жительства, чтобы левиафан жил в море, а бегемот на суше.

Быт.1:21  с толкованием
Сказав о сотворении гадов, птиц и китов в пятый день, Моисей переходит к описанию творения тех гадов, зверей и скотов, которые сотворены в шестой день, и говорит;
 


24
и рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и звери. И гадов извела земля повсюду, а звери и скоты сотворены близ рая, чтобы жили они близ Адама. Так, земля по Божию повелению немедленно извела гадов, зверей полевых, зверей хищных и скотов, сколько нужно их было на служение тому, кто в тот же день преступил заповедь Господа своего.

Быт.1:24  с толкованием
Сказав о сотворении гадов, зверей и скотов в шестой день, Моисей обращается к повествованию о сотворении человека, который создан в шестой же день, и говорит:
 


26
и рече Бог. Кому же говорит Бог и здесь и в других случаях во время творения? Очевидно, что говорит Сыну Своему. О Сыне сказал Евангелист: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Ин.1:3). На Него указывает и Павел, говоря: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и не видимая (Кол.1:16).

Быт.1:26  с толкованием
И рече Бог: сотворим человека по образу нашему, то есть, чтобы властен он был, если хочет повиноваться Нам. Почему же мы - образ Божий? Моисей объясняет сие следующими словами: да обладает рыбами морскими и птицами небесными и скотами и всею землею. Посему в господстве, какое приял человек над землею и над всем, что на ней, состоит образ Бога, обладающего горними и дольними.
 

Словами же:
 


27
мужа и жену сотвори их, Моисей дает знать, что Ева была уже в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе и по духу; потому что Бог ничего не присовокупил к взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа. Поелику же в самой кости заключалось все, что нужно было для образования из нее Евы; то справедливо сказано: мужа и жену сотвори их.

Быт.1:27  с толкованием

28
И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми скотами, и всеми гадами пресмыкающимися по земли. Бог благословил прародителей на земле; потому что еще прежде, нежели согрешили они, уготовлял им землю в жилище; ибо прежде, нежели согрешили, Бог знал, что согрешат.

Быт.1:28  с толкованием
Раститеся и множитеся, и наполните, не сказано рай, но землю, и обладайте рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми скотами. Но как прародители могли обладать рыбами морскими, когда не было вблизи моря? Как могли бы обладать птицами, летавшими по всем концам вселенной, если бы потомство прародителей не должно было впоследствии населить концы вселенной? И как могли бы обладать всеми зверями земными, если бы род их не должен был впоследствии жить по всей земле?
 

Хотя Адам сотворен и получил благословение, чтобы обладать землею и всем, что на ней; но Бог поселил его в раю. Так Бог, изрекши прародителю благословение, показал Свое предведение, а поселив его в раю, явил Свою благость. Чтобы не сказали: рай сотворен не для человека, Бог поселил его в раю, а чтобы не сказали: Бог не знал, что человек согрешит, Он благословил человека на земле. И сверх того, Бог благословил человека до преступления им заповеди, чтобы преступление приемлющего благословения не удержало благословений Благословляющего, и чтобы мир не возвращен был в ничтожество безрассудством того, ради кого все сотворено. Посему, Бог не в раю благословил человека, потому что и рай, и все, что в нем, благословенны. Благословил же до вселения в рай, на земле, чтобы благословением, которым предварила благость, ослабить силу проклятия, каким правда вскоре поразила землю. Благословение было только в обетовании, потому что исполнилось уже по изгнании человека из рая; благодать же была в самой действительности, потому что в тот же день поселила человека в раю, украсила славою, и предала ему во власть все древа райские.
 


Примечания


Место сие читается в сирском издании Ассемана, Т.I, стр.117 и 118.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.205-337. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1901.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru
 


Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  1

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.1

Глава 
1

Быт.1  с толкованием

Вопрос 1. Почему писатель повествованию о создании вселенной не предпоставил Богословия? (Быт.1:1)

Божественному Писанию обычно соразмерять уроки с силами обучаемых, и совершенным предлагать совершенное, а несовершенным - первоначальное и сообразное с мерою их сил. Поскольку египтяне обоготворяли видимую тварь, и израильтяне, прожив с ними долгое время, стали причастны сего же нечестия; то писатель, по необходимости, предлагает им учение о твари, и ясно учит, что тварь имеет начало бытия, и что Творец ее есть Бог всяческих. Но не преминул научить и Богословию. Ибо сказать, что приведены в бытие небо, земля и другие части твари, и показать, что Создатель сего есть Бог всяческих, значило изложить достаточное для того времени Богословие. Писатель открыл начало тварей, но не мог найти начала Творцу. А таким образом, признав Бога вечным, наименовал Его Творцом вселенной, и Творцом благим, весьма премудро с естествословием сочетал и Богословие. О вечности же Божией обучаемые сему знали еще прежде. Ибо божественному Моисею, когда послан он Богом всяческих в Египет, повелено было сказать единоплеменникам: Сый посла мя к вам (Исх.3:14). А словом: Сый выражается вечность. Любознательным же известно, что сказано сие прежде написанного в книге Бытия; ибо учение сие преподал Моисей жившим еще в Египте, книгу же написал в пустыне.
 


Вопрос 2. Почему Моисей не упомянул о создании ангелов? (Быт.1:2)

В израильтянах, которым преподавался Закон, не было твердости и постоянства. Вскоре после многих и несказанных чудес, провозгласили они Богом - изображение тельца. Чего же не сделали бы они, если бы приобрели ведение о природах невидимых? Посему Бог всяческих до Авраама, достигшего совершенства, ни с кем из древних не беседовал через ангела. И божественный Моисей упомянул в первый раз об ангеле в истории Агари, чему была весьма основательная причина. Ибо Агарь, по словам божественного апостола, прообразовала собой Ветхий Завет. Агарь бо, - говорит он, - Сина гора есть во Аравии, прилагается же нынешнему Иерусалиму (Гал.4:25). Итак, поскольку Закон дан через ангелов, как сказано: вчинен Ангелы рукою Ходатая (Гал.3:19); и еще:аще глаголанное ангелы слово бысть известно (Евр.2:2); то весьма прилично было Богу всяческих через ангела напомнить Агари о рабстве и предсказать о сыне, которого она родит. А что ангелы, архангелы и другие бесплотные существа, все, кроме Святой Троицы, имеют тварную [сотворенную] природу, сему ясно учит нас Божественное Писание. Ибо и им пророк Давид повелевает песнословить Бога.Хвалите Его, - говорит, - вси ангелы Его, хвалите Его вся силы Его (Пс.148:2); присовокупляет же и причину, уча: яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс.148:5); и еще в другом псалме: творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс.103:4). И блаженные три отрока, слагая в печи божественную песнь, по произнесении ими сего прекрасного и крайне приличного начала: благословите вся дела Господня Господа (Дан.3:57), вскоре присовокупили:благословите ангели Господни Господа..., благословите вся силы Господни Господа (Дан.3:58, 61). Но излишним почитаю говорить о сем много, потому что все Божественное Писание исполнено сего учения.
 


Вопрос 3. Прежде ли неба и земли стали существовать ангелы, или вместе с ними приведены в бытие?

Подобные вопросы признаю лишними. Ибо какая будет польза узнавшему время создания ангелов? Знаю же, что и божественный апостол предписывает чудному Тимофею, завещать некиим не инако учити, ниже внимати баснем и родословием бесконечным (1Тим.1:3-4). Скажу впрочем, что признаю соответственным цели божественного Писания. Научены мы, что одно Божие естество неограниченно, потому что несозданно, безначально и вечно: существа же, получившие начало бытия, как очевидно, имеют бытие ограниченное. Посему, хотя естество Ангельское именуем бесплотным, однако же существо ангелов признаем ограниченным. Ибо как вообразить умом, по словам божественного Даниила, тысячи тысяч... и тмы тем (Дан.7:10), не представляя каждого ангела в особом ограничении? Но думаю, никто не будет и спорить, что ангелы имеют ограниченную сущность. Ибо Владыка Христос сказал, что каждый, человек поручен попечению единого ангела.Блюдите, - говорит, - да не презрите единаго малых сих..., верующих в Меня: яко ангели их... выну видят лице Отца Моего небеснаго (Мф.18:10). Божественное Писание также свидетельствует, что и над каждым народом поставлен ангел; потому что Ангел, беседовавший с пророком Даниилом, наименовал и князя персского, и князя еллинского, и Михаила, князя иудейского. И великий Моисей говорит в песни: егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языком по числу ангел Божиих (Втор.32:8). Поэтому, если одному ангелу поручено начальствовать над сими, а другому над теми, каждый же человек проводит жизнь под смотрением, одного ангела; то, очевидно, ангелы имеют ограниченную сущность. А если справедливо это (как и действительно справедливо); то имеют они нужду в месте; потому что одно Божество, как неограниченное, не заключается в месте. Но если ангелы ограничены местом; то как им существовать прежде неба и земли? Ибо, пока нет содержащего, может ли быть содержимое?
 


Вопрос 4. Но иные говорят: надобно полагать, что ангелы существовали прежде неба и земли. Ибо, продолжают: пока не было ангелов, как песнословим был Бог всяческих?

Но предполагающие это не знают, что это мнение делает ангелов и безначальными и вечными. Ибо, если Бог всяческих имел нужду в песнословящих, и всегда были сии песнословящие, то ангелы совечны Богу всяческих. А если не всегда они были, но, когда восхотел, создал их Бог; то был век, в который Бог всяческих не имел песнословящих. Следовательно Владыка Бог не имел нужды в песнословящих; потому что естество Его ни в чем не имеет нужды; по единой же благости даровал Он бытие и ангелам, и архангелам, и всей твари. Да и какое служение было бы у ангелов до бытия твари, когда не было тех, кто имел бы нужду в их помощи? Ибо, что служат они Богу всяческих в попечении о людях, свидетель сему божественный апостол, который взывает: не вси ли суть служебнии дуси в служение посылаемии за хотящих наследовати спасение (Евр.1:14)? Посему явствует, что мы имеем нужду в их помощи; а Бог хотя ни в чем не имеет ни малейшей нужды, но, как бездна благости, восхотел вовсе никогда несуществовавшим сообщить бытие. Усиливающиеся утверждать, что ангелы существовали прежде неба и земли, как сильное и неодолимое возражение, выставляют нам изреченное Богом всяческих Иову: когда сотворил Я звезды, восхвалиша Мя... вси анигели Мои (Иов.38:7). Не примечают же они, что Бог всяческих сотворил звезды в четвертый день вместе с солнцем и луной. А вероятно, что ангелы созданы в одно время с небом и землей, чтобы, видя, как свет созидается из ничего, и твердь огустевает среди воды, и влажная сущность отделяется от земли, и земля, но слову Божию, украшается всякого рода произрастаниями, и все прочее, по Божией воле, приходит в бытие, - из видимого ими познали, что и сами они имеют тварную природу, получив бытие от Бога. Ибо и божественный апостол к мiру присовокупляет ангелов, говоря: позор быхом мiру и ангелом и человеком (1Кор.4:9). Говорю же сие не утвердительно; ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах божественное Писание. Напротив того, высказал я, что почел сообразным, с благочестивым образом мыслей. Впрочем необходимо знать, что все существа, кроме Святой Троицы, имеют тварную природу. А если сие будет признано; то не повредит учению благочестия, если сказать, что сонмы ангелов получили бытие, прежде неба и земли. Словопретися же ни на куюже потребу, на разорение слышащих, в точных словах запрещает божественный апостол (2Тим.2:14).
 


Вопрос 5. Если земля была, то как она пришла в бытие? А писатель говорит: земля же бе (Быт.1:2).

Этот вопрос очень пуст и несмыслен. Сказавший, в начале сотвори Бог небо и землю (Быт.1:1), не сказал, что земля вечна, но говорит, что после неба, или вместе с небом, получила она бытие. При том же писатель сказал не в отрешенном смысле: земли же бе, но присовокупил и следующее: земля же бе невидима и неустроена (Быт.1:2), т. е. приведена в бытие Богом всяческих, но еще была невидима, потому что покрывала ее вода, и неустроена, потому что не была еще украшена растениями, цветущими лугами, рощами и жатвами.
 


Вопрос 6. Моисей не научил нас, что и воды создал Бог

Впрочем, сказав: земля же бе невидима и не устроена, и тма верху бездны, показал, что с землей создано и естество вод. И узаконивая о субботе, Бог всяческих сказал: шесть дней делай..., в день же седмый суббота (покой) Господу Богу твоему... Зане в шести днех сотвори Господь Бог небо и землю, море и вся яже в них (Исх.20:9-11). А из сего явствует, что всякое в них существо, видимое или невидимое, чувственное или мысленное, все кроме сущности Божией имеет тварную природу. Да и божественнейший Давид, сказав: блажен, ему же Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, присовокупил: море и вся яже в них (Пс.145:5-6).
 


Вопрос 7. Какого же света лишенным нашлось в мире место, чтобы тьме быть верху воды (Быт.1:2)?

Рассуждаем, что если было что прежде этого чувственного мiра; то, очевидно, было сие во свете; потому что чины ангельские и все небесные воинства жили не во тьме, но во свете и во всяком духовном веселии. И сего не будет оспаривать никто из допускающих в числе обетованных благ и тот пренебесный свет, о котором говорит Соломон: свет праведных всегда (Притч.13:9). И апостол сказал:благодаряще... Отца, призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете (Кол.1:12). Итак, поскольку небо, по Божию повелению, вдруг распростерлось над всем объемлемым собственной его окружностью, небесный же свод имеет плотность, достаточную к тому, чтобы отделить внешнее от внутреннего; то сей небесный свод, по необходимости, пресекши внешние лучи, образовал объемлемое им несветлое место. Ибо для произведения тени должны стекаться три вещи: свет, тело и неосвещенное место. А потому эта мировая тьма была произведена небесным сводом.
 


Вопрос 8. Если Богом создан свет; то как сотворил Он тьму?

Тьма и свет противоположны друг другу. Свет и тьма противоположны друг другу, но и необходимы людям. Свет помогает людям в работах и трудолюбии, показывает видимые предметы, и возбуждает песнословить их Творца. А тьма упокоевает и обновляет людей, полагает конец утомлению, какое производит работа, и людей собирает в дома, а зверям дает свободу искать себе пищу. Сему ясно научает нас божественный Давид; ибо говорит: положил еси, тму, и бысть нощь: в ней же пройдут вси зверие дубрании: скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера (Пс.103:20-23). И сказав это, дивится он величию творческих дел, и продолжает: яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси (Пс.103:24). Таким образом, в точности узнали мы, что тьма необходима. А что она не какая-либо сущность, но нечто случайное, нетрудно это узнать; потому что она есть тень, отбрасываемая небом и землей, и поэтому исчезает при появлении света. Свет же есть сущность, и он самостоятелен; зашедши снова появляется, удалившись снова возвращается. Как тело наше есть некая сущность, а производимая им тень - нечто случайное, а не сущность: так небо и земля, эти величайшие из тел, суть различные сущности, производимая же ими тень, пока нет света, называется тьмой. Но пришедший свет уничтожает тьму. Это можно доказать и иначе. Дом, в котором нет окон, исполнен тьмы, но, по внесении светильника, освещается; между тем как тьма не переходит в другое место; потому что не имела самостоятельности, и была чем-то безсущным; совершенно же рассеивается присутствием света, потому что она есть тень, произведенная потолком, полом и стенами, а потом рассеянная лучами света. Это видим повторяющимся каждый день. По удалении света, тень неба и земли производит тьму, а с появлением света, тьма рассеивается. Поэтому тьма не есть, как несозданная сущность, так и какое-либо созданное существо; напротив того, она есть необходимое явление, производимое вещами сотворенными и проповедующее Божию премудрость. Пророк и в ней усматривает, за что песнословить Бога всяческих; ибо говорит: сотворивый, свет и устроивый тму 1. Весьма прилично употребил то и другое речение, сказав: о свете - сотворивый, а о тьме - устроивый: потому что тьма есть нечто случайное, составляющееся и рассеевающееся. И три блаженные отрока, всю тварь призвав к песнопению, со днем сочетали ночь, и присовокупили к свету тьму. Их преемством и время измеряется, и устрояется человеческая жизнь.
 


Вопрос 9. Какой дух носился верху воды (Быт.1:2)?

По мнению некоторых - Всесвятой Дух, оживотворявший водное естество и предызображавший благодать крещения. Но более справедливым почитаю мнение, что писатель здесь духом именует воздух. Ибо сказав, что Бог сотворил небо и землю, и под именем бездны упомянул о водах, по необходимости упомянул и о воздухе, простирающемся от поверхности воды до неба, потому что свойство воздуха носиться над телами, которые внизу. Весьма же прилично сказал писатель:ношашеся, а не покрывал, потому что словом ношашеся выражается удобоподвижная сущность воздуха. А если кто не согласен на такую мысль, потому что написано: Дух Божий ношашеся верху воды (Быт.1:2); то да слышит, что блаженный Давид говорит о Боге всяческих: дхнет дух Его и потекут воды (Пс.147:7). Но если и не скажу, то само собою явно, что Духом Божиим Давид назвал ветр, потому что, как скоро подует Евр или южный ветер, замерзшая вода обыкновенно тает.
 


Вопрос 10. Кому говорит Бог: да будет свет..., да будет твердь (Быт.1:3,6)?

Не другому кому повелевает созидать, но призывает несуществующее. Здесь повеление есть самое хотение. Ибо сказано: вся елика восхоте Бог, сотвори (Пс.113:11). Если же изрек Он и слово какое, то, очевидно, не ради бездушных стихий, но ради невидимых сил, да знают они, что по Его повелению, и не сущее приходит в бытие.
 


Вопрос 11. Для чего писатель присовокупил: и виде Бог, яко добро (Быт.1:4,8)?

Чтобы убедить неблагодарных, не хулить того, что Божий приговор именует добрым.
 


Вопрос 12. Одно ли небо, или их два? (Быт.1:6)

Поскольку Божественное Писание учит, что в начале сотвори Бог небо и землю, потом говорит, что, по создании света, во второй день сотворена твердь, то вопрос сей показывает великое неразумие спрашивающих. И по времени и по способу сотворения должно было уразуметь различие небес: одно создано прежде света, другое - после света; одно - из ничего, другое из вод. Ибо сказано: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды (Быт.1:6). Потом, сказав, что слово стало делом (ибо это обозначается словами: и быст тако) писатель учит, как оно стало. Ибо говорит: и сотвори Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже над твердию. И нарече Бог твердь небо (Быт.1:7-8). Первое небо не названо твердью, но с самого начала наименовано небом. А сие получило наименование от самой вещи. Поскольку составилось из текучей сущности вод, и жидкое вещество стало непроницаемым и твердым, то наименовано твердью. А потом, поскольку оно вверху, и заменяет для нас первое небо, то наименовано небом. Водное же естество Бог всяческих разделил на две части: и одну часть поместил над твердью, а другую оставил внизу, чтобы воды, которые вверху, своей влажностью и холодностью препятствовали огню светил причинять вред тверди, а воды, оставшиеся внизу, своими испарениями питали воздух, согреваемый и иссушаемый огнем, который вверху. Посему, кто не допускает второго неба, тот идет не правым путем; а кто покушается насчитывать много небес, тот следует басням, пренебрегая учением Божественного Духа. Божественное же Писание именует небеса во множественном числе, говоря: небеса небес (Пс.148:4), потому что на еврейском языке ни небо, ни вода не именуются в единственном числе. Много подобного сему можно найдем и в языке греческом. Так города афинского никто не называет в единственном числе, называют же Афинами во множественном числе. И города Дельф никто не называет Дельфом, называют же во множественном - Дельфами. Итак, не потому что небес много, но сохраняя свойство еврейского языка, Божественное Писание выразилось о небе во множественном числе. В другом же псалме, яснее научая нас этому, и отступая от свойства языка, сказало так: небо небесе Господеви (Пс.113:24). Из сего ясно, что, как это небо служит для нас кровом, а земля помостом, так видимое небо имеет кровом своим небо горнее.
 


Вопрос 13. Почему Моисей, сказав об одном собрании вод, потом указывает на многие? Ибо говорит: собрася вода, яже под небесем, в собрания своя (Быт.1:9)

Собрание вод одно, потому что моря соединены между собой - одни внизу какими-либо подземными протоками, другие - на самой поверхности. Писатель же наименовал также и собрания, во множественном числе, потому что иное море Индийское, а иное - Понтийское, иное - Тирренское, иной залив Пропонтида, иной - Геллеспонт, иной также - Егейский, иной - Ионийский. Вне их также находится великое море, которое иные называют Атлантическим, а иные - океаном. Поэтому писатель, поскольку моря соединены, наименовал их единым собранием, а поелику берутся отдельно, назвал собраниями.
 


Вопрос 14. Для чего Бог повелел произрастать травам, не годным в пищу? (Быт.1:11)

Много родов бессловесных животных, называемых то зверями, то скотами, то пресмыкающимися, то птицами. Всем им уготовал Бог пищу, а их сотворил на пользу людям, почему и говорится, что они питаются ради нас. Ибо сказано:прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком (Пс.103:14). Поэтому неполезное одному полезно другому, и ненужное людям пригодно для сотворенных ради человека. Сверх сего Господь, провидя, что людей, подвергшихся за грехсмертному приговору, постигнут болезни, повелел земли произращать травы, не только годные в пищу, но и врачующие от недугов. И это с большей точностью можно узнать от упражняющихся во врачебном искусстве, а именно, что по видимому вредное исцеляет в болезнях, потому что в смешении с другими травами делается предохранительным средством, и доставляет здравие.
 


Вопрос 15. По создании светил, чем стал первоначальный свет? (Быт.1:14)

Владыка Бог творит из не сущего и созидает из сущего: первое небо создал из не сущего, а второе сотворил из вод. Так привел в бытие и землю не существовавшую, а ей повелел произращать роды деревьев и семян. Посему создал свет, как восхотел. Но как твердью разделил водное естество, часть поместил над твердью, а часть оставил под твердью: так, по Своей воле, разделив и тот свет, устроил великие и малые светила.
 


Вопрос 16. Что значит сказанное: в знамения, и во времена, и в лета, и во дни (Быт.1:14)?

Солнце своим восхождением и захождением производит дни, совершая же течение южной и северной сторонами, описывает годовой круг. Оно же делает повороты, которые Божественное Писание наименовало временами. Ибо, от равноденствия переходя на север, производит весну, потом, начиная возвращаться оттуда к сему же пределу, совершает летний поворот, а когда от равноденствия переходит на юг, тогда бывает осень, возвращением же с юга производить зиму. А по течению луны узнаем число месяцев, ибо луна совершает свое течение в тридцать дней без шести часов; посему такое число дней называем месяцем, потому что и луну называют месяцем. Речение же в знамения мы понимаем не в одном смысле с людьми неразумными. Ибо ни Пифагор, ни Сократ, ни Платон, ни Стоики не принимали суесловия о стечении звезд во дни рождения. Если же воспитанные в баснословии гнушались нечестием этой басни; кто из верующих Божественным словесам потерпит это учение, не только злочестивое, но и крайне несмысленное? Итак, Божественное Писание называет знамениями то, с помощью чего познается время, когда сеять, сажать, рубить деревья, годные для постройки кораблей и домов. Отсюда и занимающиеся мореходством научаются, когда надо давать ладье ход, и когда причаливать ее к берегу, когда собирать и когда распускать ветрила; потому что опыт научил их замечать восхождение и захождение звезд. Нередко и мы, увидев комету, или косматую или с длинным хвостом, предузнаем или нашествие неприятелей, или нападение саранчи, или мор скотов и людей. И сие-то писатель наименовал знамениями, а не гадания, исполненные всякого неразумия и нечестия.
 


Вопрос 17. Для чего сотворил Бог растения прежде светил, а животных после?

Животные имеют глаза, и не вынесли бы преизбытка света, свет же, разделенный на малые и большие светила, издает сияние соразмерное зрению животных, а природа растений лишена чувства.
 


Вопрос 18. Почему Бог не благословил растения, а животным изрек: множитеся (Быт.1:22) и проч.?

Бог, восхотев, немедленно наполнил всю землю лугами, нивами и всякого рода травами и деревьями, а бессловесных животных произвел по паре; почему не без причины и дал им благословение, чтобы, по данному им плодородию, одни наполняли моря, озера реки, другие - воздух, иные же - землю.
 


Вопрос 19. Для чего сотворил Бог зверей и пресмыкающихся?

Для детей бывают нужны устрашения, и бичи, и жезлы: одними приводишь их в боязнь, другими наказываем, то же и другое делаем, обучая их ко всякому благочинию. И поскольку Владыка Бог предвидел, что будут уклоняться в леность, то предуготовил зверей, как бы некие бичи и страшилища, чтобы, приводя нас ими в боязнь, привлечь к Себе и довести до необходимости призывать Его себе на помощь. Но как совершеннолетние ни во что ставят страшилища и бичи: так питомцы добродетели не боятся нападения зверей, потому что Адаму до греха предстояли звери, признавая свое рабство, а также и за Ноем, когда входил в ковчег, подобно овцам, следовали и лев, и барс, и самые злые пресмыкающиеся. И Даниилу предстояли львы, алкая пищи, но не смея приблизиться, потому что видели в нем боговидные черты Божия образа. Так ехидна, вонзив зубы в руку апостолу, и не нашедши в нем греховного расслабления и изнеможения, тотчас отпала и бросилась в горящий костер, как бы сама себя наказывая, что прикоснулась к телу, на которое не надлежало ей нападать. А мы боимся зверей, потому что наша жизнь недобродетельна. Поэтому Бог, пекущийся о нерадивых, уделил зверям места пустынные, и для снискания пищи назначил им время ночи: ибо в ней, - сказано, -пройдут вси зверие дубравнии (Пс.103:20). А пресмыкающимся Бог дал расселины в земле, чтобы скрываясь в них, не делали вреда человеческому роду. Но, чтобы, пребывая совершенно невредимыми, не стали мы презирать их, как всего менее способных вредить нам, Бог, премудро управляющий нашими делами, попускает иногда, что из многих тысяч двое или трое бывают уязвлены скорпионами, или угрызены змеями, чтобы и мы, убоявшись потерпеть что-нибудь подобное, призвали на помощь сотворшего Бога, и молили Его охранять нас всесильным Своим Промыслом. Кроме сего и в других отношениях не бесполезны для нас звери, потому что врачи приготовляют из них многие предохранительные лекарства. Посему никто да не укоряет Творца за зверей, принимая только во внимание, что звери сами в себе, но пусть разыщет, какая от них польза. И в теле человеческом много красоты, стройности, взаимной соответственности частей, но есть также мокрота, слюна и отделяющийся зловонный помет. Впрочем никто из здравомыслящих не унижает за это живого существа, потому что без сего и жить ему невозможно, сим увлажняемое, растет оно в силах. Ему нужны и слизь, и кровь, и обе желчи; но как ими поддерживается оно, так ими же и разрушается; потому что избыток, или недостаток, чего-либо из сказанного разрушает живое существо. Так опять, если кто отрежет кто один сустав от пальцев, то найдет его совершенно бесполезным, но сустав сей, пока он не отрезан, доставляет весьма великую пользу телу. Посему и нам надлежит поступать таким образом: каждую часть твари рассматривать не в отдельности, какова она сама в себе, доискиваться же, полезна ли она для целой вселенной. Огонь попаляет, и [бывает] не только разрушителен для наших тел, но сжигает дома, и корабли, и нивы, однако же составляет одну из четырех стихий, которыми все приводится в устройство, и смертному естеству невозможно прожить без огня. И вода также затопляет землю, разрушает дома, губит многих мореходов, даже причиняет вред тем, которые пьют ее безвременно и неумеренно; но никто, если не вовсе он безрассуден, не назовет воду губительной; потому что она орошает землю, питает и растения, и бессловесных животных, и человеческий род. Посему таким же образом будем рассматривать и всякую другую тварь, не допытываясь того, вредна, или полезна она, взятая сама в себе, но доставляет ли какую пользу в общем составе. Ибо и звери боятся человека по причине данной ему в начале власти над ними, но иногда презирают его, как преступившего Божественный Закон, потому что и лукавые рабы, имеют обычаи презрительно обходиться с теми, которым господа велели управлять ими, как скоро видят, что своими проступками они лишили себя возможности действовать свободно.
 


Вопрос 20. Кому сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт.1:26)?

Некоторые из богомерзких еретиков утверждали, будто бы Бог изрек сие ангелам и злым демонам; сии умоповрежденные не понимали сказанного: по образу Нашему. Ибо у Бога и у ангелов не одна сущность и не один и тот же образ: естество Божие вечно, ангелы же имеют Творцом и Создателем Бога, от Него получив бытие, а демоны и в лукавство совратились произвольно. Поэтому признак крайнего неразумия - предполагать, что один образ имеют и злые демоны и Море благости. Иудеи впали в другое безумие: они утверждают, что Бог всяческих Сам Себе изрек: сотворим человека, в подражание тем, кому вверяется высшая власть. Ибо градоправители и военачальники имеют обычай говорить во множественном числе: мы повелеваем, пишем, постановляем и тому подобное. Но не разумели сии малосмысленные, что Бог всяческих во многих местах говорит о Себе в единственном числе, например: время всякаго человека прииде пред Мя (Быт.6:13); и: помыслих..., яко сотворих человека (Быт.6:6); и: потреблю человека (Быт.6:7); и:да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх.20:3); и: се Аз творю новая, яже ныне возсияют (Ис.43:19); также: отверзу на горах источники и на холмах реки (Ис.41:18). Да и во всем вообще Божественном Писании можно видеть, что Бог всяческих говорит в единственном числе, редко же ведет речь в числе множественном, доказывая тем число Лиц Троицы. Так при смешении языков не сказал в единственном числе: сниду и смешаю языки, но: приидите, и сошедше смесим... язык их (Быт.11:7). Посему и здесь, поскольку созидал разумное живое существо, которое после многих родов имел обновить таинством Святого Крещения, совершаемым через призывание Святой Троицы; то, намереваясь создать сие естество которое могло бы принимать оное таинство, прикровенно изобразил и тождество сущности и число Лиц. Ибо, сказав: рече Бог, дал разуметь общение Божественного естества, а присовокупив: сотворим, дал видеть число Лиц. Так и далее, слово образ употребив в единственном числе (ибо не сказал по образам, но по образу), показал тождество естества; сказав же Нашему, изобразил число Ипостасей. Бог всяческих, все в не совершившееся провидя как уже совершившееся, созерцал будущее воплощение и вочеловечение Единородного, зная, что Он от Девы воспримет человеческое естество, так сочетает и соединить оное с Собою, что будет единое лице Бога и человека, и единое поклонение будет Ему приносимо всей тварию, - весьма справедливо и самое основание рода удостоил величайшей чести. И создание предварив сперва советом, чтобы предозначить разумную природу созидаемого, а потом дав разуметь число Лиц, чтобы тому, кто будет на земле возносить песнопения, постигнуть прикровенный смысл Богословия, и как бы творя собственными Своими руками, показал особенную любовь к сей твари. О сем взывает и доблий Иов, говоря Богу: руце Твои сотвористе мя и создасте мя (Иов.10:8). Теми же словами выразился и божественный Давид (Пс.118:73). Это ясно знает и сподобляемый святого крещения, а именно, что Создавший спас, и Спасший создал. Сверх сего и Сам Создатель устами Иеремии и Исаии говорит, что мы брение, а Он Творец наш (Ис.64:8;Иер.18:6). Впрочем, не утверждаем, что Божество имеет руки, и что нужны Ему совет или предварительное размышление, чтобы, согласно с Платоновым баснословием, устроить тварь по задуманной идее. Напротив того, все это дает разуметь только особенную Божию заботу о сей живой твари.
 


Вопрос 21. Что значит: по образу?

Иные невидимость души называли образом Божиим, но говорили несправедливо. Если невидимость души есть образ Божий, то Божиим образом в большей мере назывались бы ангелы, архангелы и все бесплотные и святые природы, как совершенно свободные от тел, чисто невидимые. Иные же по великой простоте утверждают, что тело человеческое сотворено по образу Божию, ибо слышат Божие слово, которое говорит: отверзи... очи Твои, и виждь: приклони... ухо Твое, и услыши (4Цар.19:16); и: обоня Господь воню благоухания (Быт.8:21); и:уста... Господня, глаголаша сия (Ис.1:20); и: в руце Его... концы земли (Пс.94:4) и подобное сему. Но эти крайне малосмысленные не поняли, что Владыка Бог, говоря с людьми через людей, слова Свои соразмеряет с немощью слушающих. И поскольку мы видим посредством очей, то Его зрительную силу Писание именует, очами; а также и силу слышания называет ушами, потому что мы слышим посредством этих частей тела; и повеление называет устами. Но им нужно было слышать в Писании не только эти выражения, но и те, которые открывают нам, неописуемость Божию. Ибо сказано: камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще спиду во ад, тамо еси и так далее(Пс.138:7-8). И самарянке Господь сказал: Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин.4:24). Если же Дух есть Бог; то прост, несложен, неописуем образом. Но излишнее дело продолжать об этом речь, потому что неразумие этих людей явно. Поэтому слова: сотворим, человека по образу Нашему и по подобию некоторые учители понимали так: Бог всяческих, сотворив чувственную и разумную тварь, напоследок создал человека, поставив его как некий Свой образ среди неодушевленных и одушевленных, чувственных и разумных тварей, чтобы неодушевленные и одушевленные твари, как некую дань, приносили Ему пользу, а природы разумные попечительностью о человеке доказывали приверженность к Сотворшему. Это сказал и божественный апостол: не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаемии за хотящих наследовати спасение (Евр.1:14)? И Господь говорит в Евангелии: блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам: яко ангели их на небесех ежедневно видят лице Отца Моего небеснаго (Мф.18:10). Иные же говорили, что человек сотворен по образу Божию в означение его обладания, представляя на это как самое ясное доказательство, слова, присовокупляемые Творцом: и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли (Быт.1:26). Бог, как Сам имеет владычество над всем, так и человеку дал власть над бессловесными животными. Но можно найти и другие черты, показывающие подобие первообразу. Ибо и человек, по подобию Бога Творца, строит дома, стены, города, пристани, корабли, верфи, колесницы и весьма многое другое, как например изображения неба, солнца, луны и звезд, изваяния людей и подобия бессловесных животных. Но бесконечна разность в созидании. Бог всяческих созидает и из сущего и из несущего, притом без труда и без продолжения времени, только восхочет, и производит уже, что Ему угодно; а человеку для уготовления производимого нужно вещество, нужны орудия, и совет, и размышление, и время, и труд и другие искусства. Строитель дома имеет нужду в кузнеце, кузнец в рудокопе и обжигателе углей, всем им нужны дровосеки, и дровосекам лесоводы и земледельцы; а таким образом каждое искусство заимствует нужное для себя у других искусств. Но и так созидая, человек уподобляется несколько Творцу, как образ Первообразу. Ибо и всякий образ имеет сходство с первообразом, но, имея вид его частей, не имеет деятельности, потому что лишен души, которой приводится в движение тело. Так опять человек и царствует, и производит суд, подобно Богу всяческих. Но когда Бог судит, не имеет нужды ни в обвинителях, ни в свидетелях. Так осудил он Каина, как самовидец преступления. Человек же, когда судит, имеет нужду в свидетелях и обвинителях, потому что не знает, как что сделалось. Таким образом человек наименован и Богом, потому что назван образом Божиим. Ибо сказано: муж... не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый (1Кор.11:7). Но опять Бог всяческих имеет Божеское естество, а не одно наименование; человек же, как образ, имеет только имя, лишен же самой вещи. Так и неограниченность в подлинном и собственном смысле принадлежит Богу всяческих; несколько же уподобляется Ему и в этом человеческий ум, потому что в одно мгновение обтекает и восток, и запад, и север, и юг, и небесное и преисподнее, но не сущностью, а только одним умопредставлением. А Бог и в сущности, и в премудрости, и в силе неограничен. Иной же найдет в человеческой душе и другое еще более точное подобие, потому что имеет она в себе и разумную и жизненную силу. Ум рождает слово, с словом же исходить дух, не рождаемый, подобно слову, но всегда сопровождающий слово, исходящий вместе с рождаемым словом. Впрочем, в человеке это бывает только как в образе, а потому и слово и дух не самодеятельны. Во Святой же Троице разумеем три Ипостаси, и неслитно соединенные, и самостоятельные. Ибо прежде веков рожден от Отца Бог Слово, и Он неразделен с Родившим. От Бога и Отца исходит и Святой Дух, и Он умопредставляется в собственной Своей Ипостаси. Ибо сказано:вся... действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо, якоже хощет (1Кор.12:11). Но об этом не нужно продолжать слово, потому что в Божественном Писании можно найти этому тысячи доказательств.
 


Примечания


Это место у пророка Исаии ныне читается так: Аз устроивый свет и сотворивый тму (Ис.45:7).

 
« предыдущая
..
1 2
..
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
..
49 50
..

Главы на странице: одна / пять / все