Псалом 
52

Пс.52  с толкованием

1
В конец, о Маелефе, разума Давиду.

Пс.52:1  с толкованием

2
Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое.

Пс.52:2  с толкованием

3
Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога.

Пс.52:3  с толкованием

4
Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго.

Пс.52:4  с толкованием

5
Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша.

Пс.52:5  с толкованием

6
Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх: яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их.

Пс.52:6  с толкованием

7
Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Бог пленение людий Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Пс.52:7  с толкованием

Толкования на главу Пс.52
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.52

Псалом 
52

Пс.52  с толкованием

В конец, о Маелефе, разума Давиду.
 

Пс.52:1 с толкованием
Слова: о Маелефе Феодотион перевел: для ликования, Симмах: с помощию лика, Акила же: при ликовании. Псалом сей заключает в себе одну и туже мысль с псалмом предыдущим, равно как и псалом тринадцатый. Ибо содержание обоих псалмов одно. В обоих охуждается хула Сеннахирима и Рапсака; а также предвозвещается погибель злочестивых. Почему и в надписании упомянуто ликование, каковому, без сомнения, предались улучившие спасение и песнословящие Бога. Присовокуплено же: в конец, потому что пророчество пришло в исполнение на последок времен.
 


Рече безумен в сердцы своем: несть Бог.
 

Пс.52:1 с толкованием
Ибо, не только на так именуемых богов, но и на Бога истиннаго подвиг язык свой, говоря: не возмогли боги языков избавить страну свою от руки моей. Избавит ли Господь Иерусалим? Где Бог Емафа? И где Бог Арфада? И где Бог града Сепфаруима (4Цар.18:33-35)?
 


Растлеша и омерзишася в беззакониих.
 

Пс.52:2 с толкованием
Причиною злочестия, говорит Пророк, беззаконная жизнь; безстрашно делая все, что им угодно, не хотят и помыслить о Боге, назирающем над всеми, но уверили сами себя, что никто не управляет тварию.
 


Несть творяй благое
 

Пс.52:2 с толкованием
то есть, все возлюбили лукавство Ассириян.
 


Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога.
 

Пс.52:3 с толкованием
Однакоже Бог, в Котораго они не веруют, Бог, обитающий в вышних и призирающий на смиренных, восхотел изследовать дела их.
 


Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго
 

Пс.52:4 с толкованием
то есть, всех нашел уклонившимися с праваго пути и возлюбившими все роды порока.
 


Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша.
 

Пс.52:5 с толкованием
Но опытом дознают вред неправды покушавшиеся, подобно хлебу, поедать народ Мой, и пренебрегавшие Промыслителя Бога.
 


Тамо устрашатся страха, идеже не бе страх.
 

Пс.52:5 с толкованием
Соделаю, что придут в ужас и смятение, когда не приметно будет ничего, приводящаго в страх, но невидимо постигнет их наказание. А чрез сие означает поражение, нанесенное им Ангелом.
 


Яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их.
 

Пс.52:6 с толкованием
Слова: разсыпа кости человекоугодников Акила и Симмах перевели так: Бог разсыпал кости расположившихся станом окрест Тебя. Посему-то, говорит Пророк, устрашатся страха, идеже не бе страх; так как Бог, Котораго они хулили, видя, что несправедливо обложили город Его, предал их погибели, отдав на снедение птицам и зверям, и разсыпал кости их. И не погрешит, кто человекоугодником назовет Рапсака, который, происшедши от Евреев, произнес хульныя слова на Бога всяческих, думая угодить тем Ассириянам.
 


Кто даст от Сиона спасение Израилево?
 

Пс.52:7 с толкованием
Кто даровал нам сие услаждение, говорит Пророк, Тот подаст спасение и соделавшимся пленниками: потому что были уже порабощены и переселены десять колен, и также взяты и многие города иудейские.
 


Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль
 

Пс.52:7 с толкованием
то есть, тогда будем иметь совершенную радость, когда увидим, что и другие пленники возвратились в отечество. Сим научаемся и мы, по апостольской заповеди, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, тожде друг ко другу мудрствовать (Рим.12:15), и благоденствие ближняго почитать собственною своею радостию.