Псалом 
56

Пс.56  с толкованием

1
В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру.

Пс.56:1  с толкованием

2
Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие.

Пс.56:2  с толкованием

3
Воззову к Богу Вышнему, Богу благодеявшему мне.

Пс.56:3  с толкованием

4
Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою,

Пс.56:4  с толкованием

5
и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр.

Пс.56:5  с толкованием

6
Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

Пс.56:6  с толкованием

7
Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню.

Пс.56:7  с толкованием

8
Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей.

Пс.56:8  с толкованием

9
Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано.

Пс.56:9  с толкованием

10
Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех:

Пс.56:10  с толкованием

11
яко возвеличися до небес милость Твоя и даже до облак истина Твоя.

Пс.56:11  с толкованием

12
Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

Пс.56:12  с толкованием

Толкования на главу Пс.56
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.56

Псалом 
56

Пс.56  с толкованием

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру.
 

Пс.56:1 с толкованием
Избежав первой и второй опасности, Давид, как бы на некоем столпе, в памяти своей написал Божие благодеяние. Тот же и другой псалом отсылает читателей к концу, потому что оба содержат в себе предречение о будущем. Предыдущий псалом предвещал, что будет с народом Божиим, а сей предвозвещает призвание язычников. Приложено же к надписанию: да не растлиши; и сие открывает нам Давидов помысл. Поелику, имея возможность умертвить Саула, не решился убийством истребить врага и приобрести царскую власть, как бы так сказав сам себе: да не растлиши добродетель непамятозлобия (ибо говорит: да не будет мне еже нанести руку мою нань, яко христос Господень есть сей (1Цар.24:7); то справедливо к надписанию присовокупил: да не растлиши, показывая тем, какими помыслами водясь, не умертвил неприязненнаго ему.
 


Помилуй мя Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие.
 

Пс.56:2 с толкованием
Будучи заключен в пещере и врагов видя заключенными, Пророк возвещает Божие милосердие, и обнаруживает, какое упование имеет на Бога. Сению крил, как неоднократно было объясняемо, называет Божию попечительность; а двукратное испрашивание помилования указывает на чрезмерность опасности. Слова: дондеже прейдет беззаконие, Акила перевел яснее: пока пройдет злоумышление, а Симмах: пока пройдет обидчик. Итак, говорит Пророк, не перестану умолять, пока не избавлюсь от злоумышляющих. Ибо злоумышляющих, как дело их беззаконно, семьдесять наименовали беззаконием.
 


Воззову к Богу вышнему, Богу благодеявшему мне.
 

Пс.56:3 с толкованием
Имея наставником опытное изведание Божией помощи, прошу о том, чтобы пользоваться ею стало для меня обычным делом. Воззванием же называеть Пророк усердие души.
 


Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающия мя.
 

Пс.56:4 с толкованием
Издавна сподобив меня Своего промышления, достойными смеха соделал врагов моих. И история показывает, что, когда Саул встал, Давид последовал за ним, и издали объявил ему о благодеянии, какое оказал ему ночью, то есть, имея его в руках, не нанес ему удара. Весьма же великим поношением было сие для спасеннаго, который преследовал войною спасшаго.
 


Посла Бог милость свою и истину Свою. И избави душу мою от среды скимнов.
 

Пс.56:5 с толкованием
Воспользовавшись справедливым человеколюбием, избавился я, говорит Пророк, от зверской жестокости врагов; потому что подобно львам напали на меня, намереваясь растерзать. Истину же присовокупил к милости, показывая тем справедливость человеколюбия.
 


Поспах смущен.
 

Пс.56:5 с толкованием
Феодотион перевел сие так: спал с истребляющими; Акила: с пожирающими; а Симмах: с пожигающими. Посему Пророк справедливо был смущен, окруженный такими людьми и принужденный среди них спать. Ибо Саула назвал он и истребляющими, и пожигающими, и скимнами, выражая тем зверство его души и склонность к убийству. Сие яснее открывает в следующих словах.
 


Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр.
 

Пс.56:5 с толкованием
Назвав их скимнами, кстати упомянул и о зубах, уподобляя их копьям и стрелам, и язык - изощренному мечу. А всем этим означает убийственные их замыслы.
 


Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя.
 

Пс.56:6 с толкованием
Повсюду должно песнословить Тебя, Который, хотя и представляешься живущим на небе, но и всю землю наполняешь славою. Сие сказал и блаженный Аввакум: покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля (Авв.3:3). Сказано же: вознесися вместо: покажи всем людям высоту Твою.
 


Сеть уготоваша ногам моим и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню.
 

Пс.56:7 с толкованием
Устроив мне козни и поставив засады, говорит Пророк, сами уловлены были нами, и запутались в собственных сетях.
 


Готово сердце мое Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей.
 

Пс.56:8 с толкованием
Симмахь перевел сие так: твердо сердце мое. Ибо, видя явное Твое промышление, не боюсь уже всех вражеских ухищрений, но готов и усердно расположен следовать словам Твоим и воспевать Твои благодеяния.
 


Востани слава моя, востани, псалтирю и гусли.
 

Пс.56:9 с толкованием
Наконец сам себе повелевает сложить Божественную песнь. Славою же своею называет пророчественный дар, а псалтирью и гуслями - себя, как соделавшагося орудием Духа.
 


Востану рано. Исповемся Тебе в людех Господи, воспою Тебе во языцех.
 

Пс.56:10 с толкованием
Не теперь только и не одно сие песнопение принесу Тебе, говорит Пророк; но, когда возсияет истинный свет, разсеет долгую ночь неведения и покажет утро ожиданнаго дня, буду ликонаставником всех языков и народов, и устами их, как бы на некиих струнах, возглашу благодарственную песнь.
 


Яко возвеличися до небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя.
 

Пс.56:11 с толкованием
Ибо не одно небо и живущие на нем Ангелы познали милость Твою, но и посредством облаков открыл Ты истину Свою. Облаками же Божественное Писание называет сподобившихся Божественной благодати. Сему научает нас Бог всяческих и чрез Пророка Исаию. Ибо, сказав об Израиле: оставлю виноград Мой, и ктому не обрежется, ниже покопается, - присовокупил: и облаком заповем, еже не одождити на него дождя (Ис.5:6). Как облако отъинуду приемлет то, из чего составляются дожди, так Пророки и Апостолы, по действию Божией благодати, принесли душам человеческим духовное орошение.
 


Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя.
 

Пс.56:12 с толкованием
После того как духовными облаками, разумею Пророками и Апостолами, явлена истина, явлен стал и всевышний Господь всяческих, Творец неба и земли, по всей земле и на море приемля от людей песнопение.