Глава 
4

Суд.4  с толкованием

1
И приложиша сынове Израилевы сотворити злое пред Господем: и Аод умре.

Суд.4:1  с толкованием

2
И отдаде их Господь в руку Иавина царя Ханаанска, иже царствова во Асоре. И воевода силы его Сисара, и той живяше во Арисофе языков.

Суд.4:2  с толкованием

3
И возопиша сынове Израилевы ко Господу, яко девять сот колесниц железных бяше ему: и той озлоби Израиля зело лет двадесять.

Суд.4:3  с толкованием

4
И Деввора, жена пророчица, жена Лафидофова, сия судяше Израилю в то время:

Суд.4:4  с толкованием

5
и сия живяше под Фиником Деввора между Рамою и между Вефилем, в горе Ефремли: и восхождаху сынове Израилевы к ней тамо на суд.

Суд.4:5  с толкованием

6
И посла Деввора, и призва Варака сына Авинеемля из Кедеса Неффалимова, и рече к нему: не заповеда ли тебе Господь Бог Израилев? И пойдеши в гору Фавор, и поймеши с собою десять тысящ мужей от сынов Неффалимлих и от сынов Завулоних:

Суд.4:6  с толкованием

7
и приведу к тебе в водотечь Кисонь Сисару воеводу силы Иавини, и колесницы его, и множество (вой) его, и предам его в руки твоя.

Суд.4:7  с толкованием

8
И рече к ней Варак: аще пойдеши со мною, пойду, и аще не пойдеши со мною, не пойду: яко не вем дне, в оньже благоустроит Господь Ангела со мною.

Суд.4:8  с толкованием

9
И рече Деввора к нему: идущи пойду с тобою: обаче веждь, яко не будет тебе слава на пути, в оньже ты идеши: понеже в руку женску предаст Господь Сисару. И воста Деввора и пойде с Вараком до Кадиса.

Суд.4:9  с толкованием

10
И воззва Варак Завулона и Неффалима до Кадиса, и поидоша вслед его десять тысящ мужей, и иде с ним Деввора.

Суд.4:10  с толкованием

11
И Хавер Киней отлучися от Кены и от сынов Иовава, ужика Моисеова: и потче кущу свою под дубом Почивающих, иже есть при Кедесе.

Суд.4:11  с толкованием

12
И возвестиша Сисаре, яко взыде Варак сын Авинеемль на гору Фавор.

Суд.4:12  с толкованием

13
И созва Сисара вся колесницы своя, девять сот колесниц железных, и вся люди иже с ним, от Арисофа языков в водотечь Кисонь.

Суд.4:13  с толкованием

14
И рече Деввора к Вараку: востани, яко сей день, в оньже предаде Господь Сисару в руку твою, зане Господь изыдет пред тобою. И сниде Варак с горы Фавор, и десять тысящ мужей вслед его.

Суд.4:14  с толкованием

15
И сотре Господь Сисару и вся колесницы его и весь полк его острием меча пред Вараком. И сниде Сисара с колесницы своея и побеже ногами своими.

Суд.4:15  с толкованием

16
И Варак гоняй вслед колесниц его и вслед полка, даже до Дубравы языков. И паде весь полк Сисарин острием меча: не остася ни един.

Суд.4:16  с толкованием

17
И Сисара убеже ногами своими в кущу Иаили, жены Хавера Кинеева: яко мир бяше между Иавином царем Асорским и между домом Хавера Кинеева.

Суд.4:17  с толкованием

18
И изыде Иаиль во сретение Сисаре и рече к нему: уклонися, господине мой, уклонися ко мне, не бойся. И уклонися к ней в кущу: и покры его одеждею своею.

Суд.4:18  с толкованием

19
И рече Сисара к ней: напой мя мало воды, яко возжаждах. И отреши мех млечный, и напои его, и покры его.

Суд.4:19  с толкованием

20
И рече к ней Сисара: стани во дверех кущи, и будет аще кто приидет к тебе, и вопросит тя, и речет: есть ли зде муж? И речеши: несть.

Суд.4:20  с толкованием

21
И взя Иаиль, жена Хаверова, кол кущный, и взя млат в руку свою, и вниде к нему тихо, и водрузи кол во скрании его, и пронзе до земли: и сей утруждся спаше, и издше.

Суд.4:21  с толкованием

22
И се, Варак гоняй Сисару. И изыде Иаиль во сретение ему и рече ему: прииди, и покажу тебе мужа, егоже ты ищеши. И вниде к ней, и се, Сисара лежаше мертв, и кол во скрании его.

Суд.4:22  с толкованием

23
И покори Господь Бог в той день Иавина царя Ханааня пред сыны Израилевыми:

Суд.4:23  с толкованием

24
и хождаше рука сынов Израилевых ходящи, и ожесточися на Иавина царя Ханаанска, дондеже истребиша его.

Суд.4:24  с толкованием

Толкования на главу Суд.4
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Судей

Суд.4

Глава 
4

Суд.4  с толкованием

Вопрос 10. О Иавине царе асорском повествуется и в истории Иисуса Навина. Поэтому, если убит он Иисусом (Нав.11:10), то каким образом, по прошествии многого времени, возстал против Израиля (Суд.4:2)?

Иный Иавин был при Навине, и иный теперь; имели же оба одно имя, и тем же владели царством. Вероятно же последний был сыном первого. Ибо можно найдти, что и многие имели имена отцев. Так и первый сын царя Константина назван Константином.
 


Вопрос 11. В истории об Иисусе сказано, что не только Иавин убит, но и Асор сожжен (Нав.11:10-11).

Ничего нет невероятного, что Асор тогда был разорен, и потом снова построен. Притом же здесь, хотя упоминается об Асоре, но сказано, что царь жил не в Асоре, а в Асирофе (Суд.4:2). Замечательно же то, что потомков Иофора писатель называет Кинеями.
 


Вопрос 12. Почему жена пророчествует (Суд.4:4)?

Потому что одна природа мужей и жен. Из Адама создана и жена, и подобно ему наделена разумом. Почему и говорит Апостол: о Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский (Гал.3:28). Так и Моисей Пророк, и Мариам Пророчица. Думаю же, что Деввора удостоена дара пророчества в обличение тогдашних мужей, потому что, когда ни один не был найден достойным благодати, тогда Деввора прияла дар Всесвятого Духа. А что сподобилась она благодати свыше, сие столько было явно, что Варак не осмеливался без нея ополчиться на брань. Сие сказала она и в своей песни: оскудеша владеющие во Израили, дондеже воста Деввора, мати во Израили (Суд.5:7). Изображает же она и нечестие соплеменников: избраша боги тщетны 2, яко хлеб ячен (Суд.5:8). Сим подобием обличила их великое неразумие. Ибо как несмыслен предпочитающий ячменный хлеб пшеничному; так весьма безумен, богов лжеименных предпочитающий Богу истинному. Но Деввора обнаруживает и сердечную веру. Ибо говорит: если увижу четыредесять тысяч копий, сердце мое на учиненная во Израили (Суд.5:8). А сие повелевал божественный закон. Сказано: если увидишь множество врагов, и коней, и колесниц, не убойся, яко Господь Бог твой поборет по тебе (Втор.20:1). Повелевает же Деввора прославлять Бога не бедным только, но и высоко думающим о своем богатстве. Ибо говорит: сильнии людей благословите Господа, ездящии на подъяремных, седящии на колесницах провещайте глас плещущих посреде веселящихся: тамо дадят правду Богу (Суд.5:9-11). Мосфафем переводится: поля (Суд.5:16), а Мадароф — лишение зрения; проклинать Мазора (Суд.5:23) значит: проклинать в сильном. Научаемся же из этой истории, что Владыка Бог с отеческою любовию, когда израильский народ преступал закон, предавал его иноплеменникам, употребляя последних как бы вместо жезла и бича, и снова разкаяваясь, миловал и удостоивал всякой попечительности. Так после благодеяния оказанного чрез Деввору, совратившихся в нечестие Бог предал Мадианитянам. Потом, по наказании, сподобил Своей помощи. Но прежде обличил нечестие их чрез некоего Пророка, и напомнил о благодеяниях, какими пользовались, а потом чрез некоего Ангела, воодушевив мужеством Гедеона, повелел ему ополчиться на врагов.
 


Примечания


Κενούς вместо Καινούς (новых), как читается ныне в тексте.

 
..
1 2
..
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
..
20 21
..

Главы на странице: одна / пять / все