Глава 
2

Тит.2  с толкованием

1
Ты же глаголи, яже подобает здравому учению:

Тит.2:1  с толкованием

2
старцем трезвенным быти, честным, целомудренным, здравствующым верою, любовию, терпением:

Тит.2:2  с толкованием

3
старицам такожде во украшении святолепным, не клеветивым, не вину многу порабощенным, доброучителным,

Тит.2:3  с толкованием

4
да уцеломудрят юныя, мужелюбицам быти, чадолюбицам,

Тит.2:4  с толкованием

5
целомудренным, чистым, домы добре правящым, благим, покаряющымся своим мужем, да не слово Божие хулится:

Тит.2:5  с толкованием

6
юношы такожде моли целомудрствовати.

Тит.2:6  с толкованием

7
О всем (же) сам себе подавая образ добрых дел, во учении независтное, честность, нетление,

Тит.2:7  с толкованием

8
слово здравое, незазорное. Да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно.

Тит.2:8  с толкованием

9
Рабы, своим господем повиноватися, во всем благоугодным быти, не прекословным,

Тит.2:9  с толкованием

10
не крадущым, но веру всяку являющым благу. Да учение Спасителя нашего Бога украшают во всем.

Тит.2:10  с толкованием

11
Явися бо благодать Божия спасителная всем человеком,

Тит.2:11  с толкованием

12
наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце,

Тит.2:12  с толкованием

13
ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,

Тит.2:13  с толкованием

14
Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом.

Тит.2:14  с толкованием

15
Сия глаголи, и моли, и обличай со всяким повелением. Да никтоже тя преобидит.

Тит.2:15  с толкованием

Толкования на главу Тит.2
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание к Титу Святого Апостола Павла

Тит.2

Глава 
2

Тит.2  с толкованием

Ты же говори то, что сообразно с здравым учением.
 

Тит.2:1 с толкованием
Хотя бы они были неверующими и бесчестными людьми, ты все же делай свое дело: не молчи, хотя бы они и не принимали учения.
 


Чтобы старцы были бдительны.
 

Тит.2:1 с толкованием
Так как недостаток старости — леность, медлительность и неудобоподвижность, поэтому говорит, чтобы были бдительны, то есть бодрствовали бы и были бы готовы на все должное.
 


Степенны, целомудренны.
 

Тит.2:1 с толкованием
Целомудренными называет здесь рассудительных, имеющих здравое состояние ума. Ибо и между старцами бывают люди неистовые, беснующиеся и безумные, — одни от вина, другие от малодушия.
 


Здравы в вере, в любви, в терпении.
 

Тит.2:2 с толкованием
Заповедь о терпении особенно прилична старцам, по причине их вспыльчивости и раздражительности.
 


Чтобы старицы также одевались прилично святым.
 

Тит.2:3 с толкованием
Говорит о старицах, которые и по внешнему виду, и по одежде должны казаться приличными. Некоторые, впрочем, думают, что здесь речь о диакониссах, от которых апостол требует, чтобы они и по самому одеянию казались благоприличными, то есть отвечающими их священному служению.
 


Не были клеветницы, не порабощались пьянству.
 

Тит.2:3 с толкованием
Так как к старости человек охлаждается, то является расположение к вину, а затем, не будучи в состоянии удерживаться, как слабый, побеждается не от умеренного, а от большого употребления вина, а отсюда является склонность к клеветам.
 


Учили добру.
 

Тит.2:3 с толкованием
Как же в другом месте говорит: а учить жене не позволяю (1Тим.2:12)? Там он говорит о публичном учении в церкви, которое женам не дозволяется, а здесь об учении домашнем, притом только жен младших. Что это говорит апостол, слушай далее.
 


Чтобы вразумляли молодых любить мужей.
 

Тит.2:4 с толкованием
Не своих только дочерей, а и вообще всех юных по возрасту. Каждая старшая пусть вразумляет младшую, и прежде всего важнейшему домашнему благу — любить мужа. Когда это налицо, и остальное последует, порядок в доме и изобилие в имуществе; когда же этого нет, то хотя бы и все было, все утечет.
 


Любить детей.
 

Тит.2:4 с толкованием
Кто любит корень, то есть отца, тем более полюбит и плоды, то есть детей.
 


Быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми 2.
 

Тит.2:5 с толкованием
Жена, любящая мужа, и целомудренна будет, и непорочна, то есть и телом и мыслью чиста и от смешения с сторонними, и от похотливого пожелания; а также будет хорошей правительницей дома, то есть хозяйкой. Любя мужа, она заботится и о доме, не будучи занята украшениями, ни роскошью, ни безвременными расходами. И кому еще другому будет нравиться, раз понравившаяся возлюбленному? Смотри, как Павел, отвлекавший прежде от житейских забот, теперь прилагает великое старание о делах домашних, потому что, когда в хорошем состоянии находятся эти, дела, хороши будут и духовные.
 


Да не порицается слово Божие.
 

Тит.2:5 с толкованием
Видишь ли, что он преимущественно заботится о проповеди, а не о мирских делах? Если верующая жена, живущая с неверующим мужем, не добродетельна, то хула переносится на веру.
 


Юношей также увещевай быть целомудренными.
 

Тит.2:6 с толкованием
Старших поставил учителями для младших, женщин для женщин; для юношей — самого Тита, мужа для мужей: везде соблюдает благоприличие. Чему же их наставлять и вразумлять? Быть целомудренными, ибо в молодом возрасте больше всего причиняет вред огонь постыдных удовольствий, который должно погашать и стараться быть целомудренным.
 


Во всем показывай в себе образец добрых дел.
 

Тит.2:7 с толкованием
Пусть старшие женщины поучают младших, а сам ты поучай юношей. Однако ж общим училищем и образцом добродетели пусть будет твоя светлая жизнь, как бы какое первоначальное изображение, поставленное на виду у всех, желающих научиться чему-нибудь доброму в ней.
 


В учительстве чистоту.
 

Тит.2:7 с толкованием
Это выражение зависит от общего: показывай. Чтобы то, чему ты учишь, не было, говорит, порочно и ложно, но здраво и имело правильный смысл.
 


Степенность 3.
 

Тит.2:7 с толкованием
Чтобы учение не имело ничего юношеского и смущающего неразумных, но чтобы все было благочестно и достойно Бога.
 


Слово, здравое, неукоризненное.
 

Тит.2:7 с толкованием
То есть православное, не содержащее ничего укоризненного.
 


Чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
 

Тит.2:8 с толкованием
Противным называет или диавола, или всякого, кто ему служит.
 


Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем.
 

Тит.2:9 с толкованием
Посему достоин осуждения тот, кто разлучает жен и мужей под предлогом воздержания, и кто отделяет слуг от господ под предлогом благочестия. Ибо дает много поводов к нареканию всем и открывает уста всех против веры.
 


Не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность.
 

Тит.2:10 с толкованием
Видишь, что требует от рабов? То, что больше всего успокаивает господ, именно, чтобы не прекословили, не крали, но были верны. Для мирских людей это больше всего желательно.
 


Дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
 

Тит.2:10 с толкованием
Если рабы таковы, они служат во славу христианства. Ибо когда язычник увидит своего раба, так воспитанного христианством, разве он не будет удивляться учению, которое имело такую силу, что улучшило и такую душу? А насколько всегда дерзок и упрям этот рабский род, но оттого, что, пренебрегаемый господами, худо воспитывается и не руководствуется наставлениями и обращением с честными людьми. Посему Павел справедливо говорил в другом месте: служа как Господу, а не человекам (Еф.6:7). Хотя ты служишь своему господину, однако честь относится к Богу, потому что и расположение к господину имеет начало в том страхе.
 


Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков.
 

Тит.2:11 с толкованием
Так как апостол много великого потребовал от рабов, — разумею именно то, чтобы они украшали учение Господа своею добродетельной жизнью, — то теперь показывает, почему справедливо он требует от них таких высоких качеств. Ибо и для них также явилась благодать, хотя они рабы. Для всех, говорит, человеков. И им даровал Господь очищение многих грехов, и они должны жить прочее время во славу своего Благодетеля.
 


Научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти.
 

Тит.2:12 с толкованием
И здесь пристыжает их. Имея, говорит, учителем Бога, разве вы не должны жить достойно Его? Благодать эта, говорит, простирается не на отпущение только прежних грехов, но обеспечивает нас и на будущее время. Научает, чтобы мы жили прочее время целомудренно, так как прежде совершенно отказались от нечестия и мирских похотей. Выражением отвергнув он означает полное отвращение, проистекающее от настроения всей души. Нечестием называет идолопоклонство и извращенные догматы. Мирскими похотями — корыстолюбие, роскошь и прочие пороки, которые не приводят к небу, но полезны в этом мире и вместе с ним прекращаются. Посему Христос пришел для того, чтобы мы отказались от нечестивых учений и грешной жизни, с одинаковой силой возненавидев то и другое.
 


Целомудренно, праведно и благочестиво жили.
 

Тит.2:12 с толкованием
Целомудренно — означает не только воздержание от блуда, но и от прочих страстей. И если ты любостяжателен, то и не целомудрен, напротив, еще более невоздержан, поскольку страсть эта не природная. Вообще, побеждаемый всеми страстями — не целомудрен.
 


В нынешнем веке.
 

Тит.2:12 с толкованием
Этот век представляет борьбу, а будущий — воздаяние.
 


Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
 

Тит.2:13 с толкованием
Вот и награда, Второе Пришествие, поистине блаженное. Прекрасно сказал: славы. О двух явлениях он говорит. Первое, как и выше сказано, имело благодать и прощение, которое совершилось с милосердием и простотой. Второе — воздаяние, имеющее открыться со славой, как и в Евангелии говорится: когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей (Мф.25:31). Где те, которые унижают Сына и не хотят называть Его Богом? Пусть они выслушают, что Он — и Бог, и велик. Велик, сказано, как Бог, не по сравнению с другим чем-то малым, а безусловно, так как велик Сам по Себе, по природе. Если Он спас нас, когда мы были врагами, то чего Он не даст тогда, когда найдет нас благоугождающими Ему?
 


Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония.
 

Тит.2:14 с толкованием
И это знак Его могущества, что Он дал Себя: и не так, чтобы от одного беззакония избавить, а, от другого нет; но от всякого беззакония. Почтим же свое избавление.
 


И очистить Себе народ особенный.
 

Тит.2:14 с толкованием
Очистить купелью божественного крещения и исполнением Его божественных и очистительных заповедей. Особенный (περιούσιος), то есть Свой, — это выражение метафорически взято от слуг, вращающихся около имущества и достояния господина своего, подобно тому, как называют человека избранного, выделенного, не имеющего ничего общего с прочими людьми.
 


Ревностный к добрым делам.
 

Тит.2:14 с толкованием
То есть народ с жаром стремящийся к добродетели и показывающий ревность ко всем добрым делам и пламенное подражание. Избавление — дело Его одного, быть же ревнителем в делах — также и наше.
 


Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью.
 

Тит.2:15 с толкованием
Сперва говори и увещевай, то есть учи более кроткой речью; а потом обличай, и не просто, но со всякой властью, то есть настоятельно и властно. Так как они были грубы, то он предлагает против них строгость. Есть пороки, которые не нуждаются в строгости, а только в увещании и убеждении, как например, чтобы совершенно презирали деньги. Но есть и такие, которые нуждаются в строгости, как прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство.
 


Чтобы никто не пренебрегал тебя.
 

Тит.2:15 с толкованием
То есть: пусть никто не презирает тебя, благовременно и строго обличающего; ибо кто строго обличает, но не своевременно, того более презирают.
 


Примечания


Следующие слова: покорными своим мужьям в тексте блж. Феофилакта опущены.


Следующее слово — неповрежденностъ — опущено у блж. Феофилакта.

Источник: http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу

Тит.2

Глава 
2

Тит.2  с толкованием

1
Ты же говори, что подобает не учению закона, который имел силу, и потом прошло время его, - но что подобает святости учения, то есть:

Тит.2:1  с толкованием

2
Старец (пресвитер) пусть здрав будет в вере своей по отношению к гонителям, и в любви, и в терпении к тем, коих он учит.

Тит.2:2  с толкованием

3-4
Подобно и женщины, кои имеют полномочие служения диаконисс, ежедневно пусть только доброму научаются и занимаются благотворением, так чтобы видом своим могли научать и наставлять юных женщин.

Тит.2:3  с толкованием

7-8
Себя представляй образцем не одного какого-либо частного вида добра, но всех добрых дел, - в учении - чрез доброе твое гостеприимство, подобно тому как я, например, никогда ничего не пожелал. Также в скромности и в слове здравом чрез да и нет. И безукоризнен будь пред теми, коих будешь учить, чтобы чужой и противник наш, хотя бы и желал сказать о нас что-либо дурное, однако посрамился бы пред слушателями своими, когда не мог бы сказать о нас никакого дурного слова.

Тит.2:7  с толкованием

9-10
Рабы господам своим да подчиняются во всем, не воруя, да не подпадут суду в качестве воров, но да показывают истинность свою, дабы этою верностью своею украшали святое учение, которое усвоили.

Тит.2:9  с толкованием

11-13
Ибо явилась благодать спасения Божия всем людям, то есть возвещена истина Иудеям и язычникам, господам и рабам, - наставляющая нас всех вообще, чтобы мы отвергли нечестие, которое совершали, и мирские помыслы, в коих вращались, - и жили в сем веке не так, как жили некогда, но целомудренно, чтобы никто не взирал на жену ближнего своего с лукавыми мыслями (ср. Мф.5:28), и праведно, чтобы не желал владений ближнего, - и благочестиво, в святости воспринятой нами в крещении. А также в правде, то есть в подаяниях, щедро уделяемых нами нуждающимся, не рассчитывая получить за них вознаграждение здесь, но только ожидая получить блаженство надежды и сретить явление пришествия славы Великаго Бога. Это тоже, что сказал Моисей: Бог Великий и Страшный (Втор.10:17), - или же разумеется откровение великой славы Бога, ибо не Отец должен открыться в тот день, но Сын. Если же пришествие разумеется Сына, а не Отца, то назвал Апостол великим откровение, а не Бога. Но допущена была ошибка переписчиками, отнесшими к Богу то, что Апостол везде употреблял о дне откровения, говоря так: великой славы Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Тит.2:11  с толкованием

14
Он дал Себя за нас, чтобы нас искупить чрез крещение от беззакония, которое мы совершали, и очистить Себе, то есть избрать Себе народ собственный, ревностный к добрым делам, как сказал Иоанн (Креститель) Духом Святым (Мф.3:9; Лк.3:8).

Тит.2:14  с толкованием

16
Сие говори и утешай, но делай это с тонким искусством, дабы кто не стал презирать тебя за излишнюю слащавость.

Тит.2:16  с толкованием
 
..
1
..
2
..
3
..

Главы на странице: одна / пять / все