Глава 
14

Зах.14  с толкованием

1
Се, дние Господни грядут, и разделятся корысти твоя в тебе:

Зах.14:1  с толкованием

2
и соберу вся языки на Иерусалим в брань, и пленится град, и расхитятся домове, и жены осквернятся: и изыдет пол града в пленение, а останок людий Моих не потребятся от града.

Зах.14:2  с толкованием

3
И изыдет Господь и ополчится на языки оны, якоже день ополчения его в день брани.

Зах.14:3  с толкованием

4
И станут нозе Его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалиму на восток: и разделится гора Елеонская, пол ея к востоком и пол ея к морю, пропасть велия зело: и уклонится пол горы на север и пол ея на юг:

Зах.14:4  с толкованием

5
и засыплется дебрь гор Моих, и прильпнет дебрь горняя даже до Асаила и наполнится, якоже наполнися от лица труса во днех Озии царя Иудова: и приидет Господь Бог мой, и вси святии с Ним.

Зах.14:5  с толкованием

6
И будет в день он, не будет свет, но зима и мраз:

Зах.14:6  с толкованием

7
и будет день един, и день той знаемь будет Господеви, и не день и не нощь, и при вечере будет свет.

Зах.14:7  с толкованием

8
И в день он изыдет вода жива из Иерусалима, пол ея в море первое и пол ея в море последнее: и в жатву и в весну будет тако.

Зах.14:8  с толкованием

9
И будет Господь в Царя по всей земли: в день он будет Господь един, и имя Его едино,

Зах.14:9  с толкованием

10
обходя всю землю и пустыню, от Гаваи и до Реммона, на юг Иерусалиму: и вознесется на месте и пребудет от врат Вениаминих до места врат первых, даже до врат уголных и до столпа Анамеиля и до подточилия царева.

Зах.14:10  с толкованием

11
И вселятся в нем, и анафема не будет ктому, и вселится Иерусалим надеяйся.

Зах.14:11  с толкованием

12
И сие будет падение, имже изсечет Господь вся люди, елицы воеваша на Иерусалим: истают плоти их стоящих на ногах своих, и очеса им истекут из обочий их, и язык их истает во устех их.

Зах.14:12  с толкованием

13
И будет в день он ужас Господень велий на них: и имутся кийждо за руку ближняго своего, и соплетется рука его к руце ближняго своего.

Зах.14:13  с толкованием

14
И Иуда ополчится во Иерусалиме и соберет крепость всех людий окрест, злато и сребро и ризы во множество зело.

Зах.14:14  с толкованием

15
И сие будет падение конем и мском, и велблюдом и ослом, и всем скотом сущым в полцех онех, по падению сему.

Зах.14:15  с толкованием

16
И будет, елицы аще останутся от всех язык пришедших на Иерусалим, и взыдут на всякое лето покланятися Царю Господу Вседержителю и праздновати праздник скинопигии.

Зах.14:16  с толкованием

17
И будет, елицы аще не взыдут от всех племен земли во Иерусалим поклонитися Царю Господу Вседержителю, и сии онем приложатся, не будет на них дождя.

Зах.14:17  с толкованием

18
Аще же колено Египетское не взыдет, ни приидет, и на сих будет язва, еюже поразит Господь вся языки, елицы аще не взыдут, еже праздновати праздник скинопигии.

Зах.14:18  с толкованием

19
Сей будет грех Египту и грех всем языком, елицы аще не взыдут, еже праздновати праздник скинопигии.

Зах.14:19  с толкованием

20
В день он будет еже во узде коня, свято Господу Вседержителю: и будут коноби в дому Господни яко чашы пред лицем олтаря,

Зах.14:20  с толкованием

21
и будет всяк коноб во Иерусалиме и во Иуде свят Господеви Вседержителю: и приидут вси жрущии и приимут от них и сварят в них, и не будет Хананей ктому во храме Господа Вседержителя в день он.

Зах.14:21  с толкованием

Толкования на главу Зах.14
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Захарии

Зах.14

Глава 
14

Зах.14  с толкованием

1
Се день Господень грядет, то есть приближается день, предопределенный Иерусалиму. И разделятся корысти твоя в тебе. Пророк указывает на времена Антиоха Епифана, когда Греки добычу, взятую во Иерусалиме, разделили внутри стен его.

Зах.14:1  с толкованием

2
И расхитятся домове, и жены осквернятся: и изыдет пол града в пленение. Сие исполнилось в то время, когда восемьдесят тысяч Израильтян избиты мечом, а восемьдесят тысяч пленены, как написано в книге Маккавейской (2Мак.5:14). А останок людей не потребятся, то есть останется третья часть, о которой выше сказано, что не подвергнется она истреблению.

Зах.14:2  с толкованием

3
Изыдет Господь из храма своего после того, как такое множество Иудеев будет истреблено и отведено в плен. И ополчится на языки оны, то есть на Греков и Сириян. Яже день ополчения его в день брани, то есть подобно тому, как ополчился Он и истребил племя Гогово в день брани.

Зах.14:3  с толкованием

4
И разделится гора Елеонская, пол ея к востоком, и пол ея к западу, и будет на ней пропасть велия зело. Видение разделившейся горы показано было Иудеям прежде Антиохова гонения в утешение им и для приведения в ужас услышавших о сем языческих народов. Ибо Греки, желая овладеть Иерусалимом, гору сию заняли многочисленным войском. Как описанное в Маккавейской книге явление двух поборающих мужей было знамением будущего: так и сие, вероятно, в то же время показанное, видение разделившейся горы предвещало им распри и несогласия, которые разделят народ греческий на две части, а также великие бедствия, какие причинят ему Антиох и цари за ним следующие, наконец те брани, в которых Маккавеи приобрели соотечественникам своим право свободно жить по своим законам и обычаям.

Зах.14:4  с толкованием

5
И побежите в дебре гор, потому что дебрь гор будет до теснины. Гора Елеонская разделится, в средине образуется великая дебрь, а сие стеснит ту и другую часть города; потому что город имел две части, - одну построили Иевусеи, а другую присовокупил Давид и назвал своим городом. И побежите, как бежали вы от лица труса во днех Озии цари Иудова: и приидет Господь Бог мой и проч. Как гора Синай воздымилась от Божия на нее снишествия: так поколеблется и распадется гора Елеонская от крепости Божиих стоп, которые станут на ней.

Зах.14:5  с толкованием

6
И будет в день он, не будет свет, но зима и мраз, то есть день тот принесет с собою не спасение, но смятение, страх и трепет.

Зах.14:6  с толкованием

7
И день той знаемь будет Господеви. Хотя в сей день при скорби будет и утешение: однако же известно сие только Господу, как Господу же одному известно, сколько времени продолжится бедствие. И не день и не нощь, то есть не совершенное бедствие, и не полный покой. И при вечере будет свет. Все сие изображает непрочное и переменчивое положение Иудеев во времена Маккавеев, о чем упоминали мы выше. Но внимательный и смышленый исследователь увидит в сем пророчестве, что оно в точности и ясно относится ко дню страдания Господня, когда свет дневной сокрылся на три часа, потому что померкло солнце. О сей-то тьме говорит пророк, что она не день и не нощь, потому что от шестаго часа тьма бысть по всей земли, до часа девятаго (Мф.27:45), а при вечере, то есть от девятого часа до вечера, был свет.

Зах.14:7  с толкованием

8
И изыдет вода, жива из Иерусалима, и потечет в море восточное и западное, то есть после сего из Иерусалима изыдет спасительный закон, как сказал и Господь наш, что закон исходит из Иерусалима, и прострется до окружающих Иерусалим народов, представленных под образом моря, восточного, которое в Писании называется морем солищным (Нав.12:3), и моря западного, которое есть море великое. В другом таинственном смысле Пророк восточным морем именует народы, пребывающие в области света, а морем западным означает то, что и народ иудейский не был бы лишен света евангельского, если бы не лишил сам себя. Ибо хотя он приточно и уподобляется здесь западу и ночи, но живые воды святого учения Христова не перестали бы орошать сердца Иудеев, если бы только обратились они. И будут лето и зима, как прежде. Для народов уверовавших лето и зима будут возвращаться в таком же порядке и приносить те же блага, как было сие прежде при благочестивых предках.

Зах.14:8  с толкованием

9
И будет Господь в Царя по всей земли. Сие очевидным образом относится ко временам Маккавеев, когда вся земля иудейская обратилась к служению Господу и изгнано было идолослужение, введенное Антиохом. Впрочем хотя, по сказанному, сие и исполнилось во времена Маккавеев и в земле иудейской, в таинственном смысле относится это ко времени пришествия Христова. Пророк называет летом время явления Христова, столь же радостное для целого мира, сколько радостен для земли месяц Низан - конец зимы и начало исполненного благословения лета. Зимою именует тьму, воцарившуюся над диаволом. Словами: как прежде, указывает на время избавления Моисея и всего израильского народа, когда Бог, проведя их чрез море невредимыми, дал им радостное лето, а Египтянам скорбную зиму, все воинство их погрузив и потопив в волнах. В день он будет Господь един, и имя Его едино. Сие исполнилось, когда в целом мире проповедано Евангелие Его, все народы уверовали и познали, что Он есть Бог и истинный Царь.

Зах.14:9  с толкованием

10
Земля обратится в равнину от Гаваи и до Реммона, на юг Иерусалиму. Пророк говорит о двух пределах владений иудейских, Гаве - пределе северном и Реммоне - пределе южном.

Зах.14:10  с толкованием

13
И будет в день он ужас Господень велий на них: и имутся кийждо за руку ближняго своего от ужаса, и соплетется рука его к руце ближняго своего. Пророк возвещает Иудеям мир и спокойствие, а врагам их Грекам и нечестивым Иудеям, оставившим богопочтение отцов своих, страх и ужас, почему каждый будет держаться за руку ближнего своего, как человек, объятый ужасом, который от страха боится отпустить от себя ближнего своего.

Зах.14:13  с толкованием

10
В день он будет еже во узде коня, свято Господу: будет не война и раздражение, но святыня и мир. О сем предвозвещал Исаия говоря: раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и невозмет язык на язык меча (Ис.2:4). Так, оба Пророка провидели пришествие Господа нашего. Конем именует Пророк, в смысле духовном, всякого раба Христова; уздою - божественные заповеди, которые, обуздывая сердца верующих, не дают им устремляться ко греху, как и узда удерживает коня и подчиняет его воле господина, то есть всадника. И будут коноби в дому Господни, яко чаши пред лицем олтаря.

Зах.14:10  с толкованием

21
И будет всяк коноб в Иерусалиме и во Иуде свят Господеви Вседержителю: и приидут вси живущии, и приимут от них и сварят в них. Святые утвари дома Господня будут чествуемы; даже обыкновенные сосуды, в которых приготовляется пища, в очах пришельцев приобретут такое же уважение, с каким вы, Иудеи, взираете на чаши алтаря в доме Господнем. И всякий коноб не только в святилище и в святом городе, но и во всей Иудеи, будет свят Господеви; Иудеи и язычники будут чтить его, как вещь священную. Таинственно же слова сии указывали Иудеям, во-первых, на великое уважение, какое воздадут спасительному закону, который изыдет из Иудеи, а во-вторых, на изменение к лучшему в водах святого крещения и Иудеев и язычников, которые, быв дотоле сосудами плотскими, по святом крещении, соделаются чашами, исполненными благовоний.

Зах.14:21  с толкованием
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.163-198. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1901.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru
 

 
..
1 2
..
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
..
13 14
..

Главы на странице: одна / пять / все

следующая »