Четыредесятница

Четыредесятница

Четыредеся́тница – 1) также Святая или Великая четыредесятница -первые сорок дней Великого поста; 2) также Малая четыредесятница — Рождественский пост.

Первые 40-к дней Великого поста – время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель.

В это время не вкушается пища животного происхождения (мясо, яйца и молочные продукты), а также и рыба. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу – рыбной икры. Для беременных женщин, кормящих матерей и больных пост может быть ослаблен или отменен.

Следует помнить, что суть и цель поста – воздержание от страстей, прилежание к молитве, духовному чтению и богомыслию, чему способствует воздержание в пище, смиряющее плоть. Поэтому подвиг поста следует принимать с рассуждением, учитывая состояние здоровья, опыт пощения, обстоятельства жизни, советуясь со священником.

Великому посту предшествуют приготовительные недели, которыми Церковь духовно (особыми службами) и телесно (постепенным переходом к строгому посту) готовит верующих к св. Четыредесятнице.

Богослужение Великого поста имеет свои особенности. Утром совершается утреня, часы и вечерня; вечером – великое повечерие. По понедельникам, вторникам и четвергам литургия не совершается (кроме случаев, когда на эти дни попадает большой праздник); по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров, в воскресенье – литургия св. Василия Великого, а по субботам – обычная, св. Иоанна Златоуста.

В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество Православия – праздник, установленный в 8-м веке после победы над ересью иконоборчества.

Во второе воскресенье совершается память свт. Григория Паламы, раскрывшего учение о Небесном (Фаворском) свете, озаряющем души подвизающихся в молитве и посте.

В третье воскресенье, называемое Крестопоклонным, совершается поклонение Святому Кресту. В четвертое – память прп. Иоанна Лествичника, написавшего «Лествицу» – сочинение о восхождении к совершенству в добродетелях.

Пятое воскресенье посвящено воспоминанию прп. Марии Египетской, явившей образец истинного покаяния оставлением греховной жизни и обращением к Богу.

Шестое воскресенье (неделя ваий) – двунадесятый праздник, называемый Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, в который празднуется торжественное шествие Спасителя на вольные страдания.

Особенной службой отличаются: понедельник-четверг первой седмицы – на великом повечерии читается Великий канон; пятница первой седмицы – память вмч. Феодора Тирона и благословление колива; четверг пятой седмицы – стояние Марии Египетской, когда полностью поется Великий канон и читается житие преподобной; суббота пятой седмицы, называемая Субботой Акафиста, – в похвалу Божией Матери совершается пение акафиста; суббота шестой седмицы называется Лазаревой, т.к. посвящена воспоминанию воскрешения Господом праведного Лазаря (Ин. 11, 1–46).

В субботы второй, третьей и четвертой седмиц (Родительские субботы) совершается поминовение усопших. В дни Страстной седмицы совершаются особые службы, посвященные воспоминанию предания и страданий Спасителя.