Бог изумляющий

«Бог изумляющий» — Так озаглавил свой труд диакон Андрей.

Что означает для христиан, понятие «вера»: дань традиции или, быть может, привычку, а может быть, всё же, основу мировоззрения, без которого немыслим диалог человека и Бога? К такому роду размышлений побуждает читателей автор работы.

Символ веры, замечает отец Андрей, начинается словом «верую». В этом следует видеть признак высокой философской культуры. Почему? Потому что само это слово (в отличие от: «знаю») настраивает человека на осознание субъективности своей точки зрения, а значит, и своей личностной уникальности.

Как философия учит сомневаться в себе и даже в том, что кажется очевидным, так учит этому и вера. Из сего утверждения, конечно, не следует, будто автор уравнивает философа с верующим, но следует совершенно иное, в частности то, что с одной стороны, вера допускает возможность исканий (в определенной степени, возможность развития богословия), а с другой стороны, что христианство не всем и не всё может доказать.

Наше «верую», продолжает автор, является действенным противоядием от метаморфозы христианства в тоталитарную секту: сектант, строго следуя заученным, внедрённым в него установкам, полагает, что тот, кто не соглашается с ним — или предатель, или мерзавец, или идиот; тогда как в самой основе христианской веры лежит «грандиозная неочевидность». Отсюда (в частности) и разница в отношении к иноверцам: если кто-то пока ещё не обрёл Бога, он заслуживает не костра нашего гнева, но нашей сердечной молитвы за него…

Работа содержит множество интересных наблюдений и выводов, написана живым, доступным слогом, может оказаться полезной широкому кругу людей.