Доброе слово об инквизиции

Деятельность Западной Церкви, связанная с инквизицией, лежит на её репутации тёмным, почти несмываемым пятном. Столько лет прошло, а у многих этот период до сих пор ассоциируется с ужасом. Что побудило католическое общество, декларировавшее заповедь о любви, к столь суровым, жестоким преследованиям ближних? Неужели только призыв руководства, стремившегося укрепить свою власть?

Разбирая этот вопрос, диакон Андрей обращает внимание, что, например, одно из главных направлений деятельности инквизиции, охота на ведьм, поддерживалось не только сверху, но и снизу. Более того, в ряде случаев именно народ, а не церковная власть был инициаторам расправ: “Люди искренно боялись нечисти и верили в реальность вреда от общения с ней. «Суд Линча» в таких случаях вспыхивал сам собою. Инквизиторы же вырывали обвиняемого из рук толпы и предлагали хоть какую-то формальную процедуру расследования, в которой можно было и оправдаться. И оправдывались (как оправдалась, например, от обвинения в колдовстве мать астронома Кеплера)”.

Что же двигало простолюдинами, и имеют ли они хоть какое-то оправдание? Ответ содержится в тексте статьи.