Наука и религия

«На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек?» — Такая установка положена в начало трактата «Наука и религия» архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

Научное знание отражает наблюдаемые нами явления действительности, причинно-следственные связи, закономерности. Научное знание очень обширно и вместе — ограниченно. Странно было бы утверждать, что наука может знать всё бытие вообще. Между тем, любознательный человек хочет знать то, что находится и за пределами досягаемости науки. Казалось бы, такое знание может дать человеку религия.

Что же такое религия? Выражаясь пространно, подчеркивает автор, религия есть отношение к Абсолютному, к Тому, Кого мы называем Богом (в связи с тем, что подобное отношение есть у каждого – даже у атеиста, принято говорить, что у всякого — своя религия). Однако, религия может быть и истинной, и ложной, и нравственной, и безнравственной. «Наука» тоже может быть ложной (скажем, научный атеизм), безнравственной.

Что касается истинной религии, она не противоречит истинной науке. В свою очередь и истинная наука не может опровергать истинную религию, так как обе основаны на истине. Истинная наука должна смиренно признать, что та сфера знаний, которая открывается через подлинную религию (Православие), превосходит возможности научного исследования, научного расчёта и опыта.

Предлагаемое сочинение архиепископа Луки — фундаментальный пастырский труд, способный обогатить читателя множеством познавательных фактов, суждений, идей, наблюдений и выводов.