Религиозное знание, объективное знание о религии и наука

В советский период в государстве господствовала материалистическая марксистско-ленинская идеология. Что касается религиозных верований, они расценивались как ложные. После крушения советской политической системы отношение к религиям изменилось, однако их изучением стали заниматься исследователи, занимающие, подчас, диаметрально противоположные философские позиции.

Предлагаемая ниже статья М. О. Шахова «Религиозное знание, объективное знание о религии и наука» поднимает серьёзный, актуальный вопрос: какими, в условиях плюрализма научных теорий, должны быть философско-методологические основы изучения религий?

В этой связи среди прочих проблем он выделяет и рассматривает три, как то: 1) мера личного отношения исследователя религии к рассматриваемым им религиозным вопросам; 2) возможность использования теистической модели мира в качестве научной гипотезы; 3) мера обоснованности а) нетеистических подходов к изучению религии; б) претензий сторонников этих подходов на исключительное право называть их (подходы) научными.