Вера и разум

профессор протоиерей П. Светлов

Взаимные отношения веры и разума всегда находятся в фокусе религиозно-философской мысли. Как предмет для исследования, вера привлекает внимание многих умов. В этом отношении помимо богословов и философов ею, к примеру, интересуются медики (психиатры). — Таким ярким вступлением начинает свой библейско-апологетический очерк профессор, протоиерей П. Светлов.

Вере, как и рассудку, принадлежит знание. Собственно говоря, без знания нет и самой веры. С другой стороны, и знание подразумевает определенную веру. Постижение истины возможно лишь через истинную веру. Поскольку такого рода вера превышает возможности разума, постольку рассудок не может быть мерилом и судьей вере.

По большому счёту душа, чьи симпатии лежат в области этого мира, чужда миру сущности. Душа должна скорее стремиться к миру иному, главным законом которого является любовь. Поскольку любовь подразумевает определенную нравственную настроенность, постольку в вопросах познания принципиальную роль играет нравственный фактор.

Почему одни люди следуют в свете истины, а другие бродят во тьме? Как сообразовать разум с Истиной? Как соотносятся вера и научные знания? Вот перечень некоторых тем, составивших содержание очерка.