Новый человек

Новый человек

Но́вый челове́к – 1) распространенное в православной аскетической литературе название состояния человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, в противоположность ветхому человеку; 2) человек, живущий жизнью во Христе.

Новый человек назван новым, ибо противопоставлен всему тленному греховному в силу действующей в нем благодати, обновляющей, исцеляющей, восстанавливающей падшее человеческое естество, пораженное страстями. Новый человек назван человеком, ибо благодатное действие усваивается человеческому естеству, становится нераздельно с ним, превращается в неотъемлемую часть человеческой личности.

Становление нового человека неосуществимо одними человеческими усилиями. Оно исполняется с помощью Божественной благодати. Новый человек – чадо Божие, рожденное от Бога. О новом человеке сказал евангелист Иоанн: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:12,13).
Новый человек получает свою жизнь от рождения свыше, рождения от воды таинства крещения и Святого Духа Божьего чрез веру в Иисуса Христа. Ибо для того и пришел Христос, чтобы «от Себя, от естества Своего, породить чад Духом, благоволив, чтобы рождались они свыше от Божества Его. Он пришел верующих в Него сделать новым умом, новой душой, новыми очами, новым слухом, новым языком духовным, одним словом – новыми людьми» (св. Макарий Египетский).

Новый человек сопричастен Царствию Божьему, которое не приходит приметным образом, а пребывает в человеческом сердце, есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Новый человек являет собой образ и подобие Иисуса Христа, становится носителем даров Христовых и плодов Святого Духа – любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания. Единственный Источник и Пример жизни нового человека – Сам Иисус Христос как «Родоначальник восстановленных и норма восстановления» (свт. Феофан Затворник).

Становление нового человека предполагает и подвижнические усилия со стороны самого христианина. От него требуется твердое желание оставления грехов, совлечение ветхого человека, покаяние, которое есть «решительное изменение на лучшее, перелом воли, отвращение от греха и обращение к Богу» (свт. Феофан Затворник).

Становление нового человека происходит синергийно, в свободном сотрудничестве с Божественной благодатью. Именно поэтому апостол призывает «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22,24).