Православный храм

Спасо-Преображенский монастырь расположен в южной части города, на правом высоком берегу р. Остёр. Основан он в XVI в., однако впервые упоминается лишь в начале XVII в. как пострадавший от польско-шведской интервенции. Вскоре был восстановлен и существовал до конца 18 в., когда был закрыт, а его храм обращен в приходский.

В начале XIX в. обитель возобновили и ветхие деревянные строения стали постепенно заменять каменными. В 1811-19 гг. построили новый собор Спаса Преображения, в середине второй половины XIX в. перестроили его трапезную и возвели колокольню. Монастырь обнесен в 1848-57 гг. каменной стеной с воротами и тремя башнями. Слева от ворот построено одноэтажное здание, над которым в конце XIX в. надстроен второй деревянный этаж. В 1857 г. в юго-западном углу ограды возведена каменная часовня. После пристройки алтаря в 1872 г. часовня превратилась в храм Александра Невского.

В 1892 г. перестроен из прежнего полуразрушенного каменный корпус у южной стены, где разместились братские кельи, кухня и трапезная. В 1895 г. у ворот построена одноэтажная просфорная с кельями для сторожа и богомольцев. Комплекс построен, в основном, в русском стиле, однако главенствует в нем монументальный пятиглавый собор в формах классицизма. Собор расположен вблизи юго-западного угла комплекса и доминирует в панораме ансамбля. Весь комплекс окружает невысокая ограда. Две круглые башни стояли на юго-восточном и северо-восточном углах, а одна – квадратная – посредине южной стены. Юго-западный обращенный к дороге угол был закреплен стройной и высокой церковью Александра Невского, которая наряду с шатровой колокольней собора была высотным акцентом ансамбля.

Церковь Александра Невского – кирпичное оштукатуренное нарядное здание в русско-византийском стиле. Два крещатых яруса увенчаны глухим четвериком и сквозным восьмериком с шатровой кровлей и главкой. Невысокий нижний ярус с прямоугольным алтарем отделен широким антаблементом от верхнего объема, украшенного большими арками с архивольтами и «позако-марным» покрытием над ними. Внутри арок расположены узкие парные окна, а над ними – круги с квадрифолиями. Особенно эффективен четверик с филенчатыми пилястрами по краям, лепным аккуратным фризом и высоким парапетом, украшенным аркадой.

Интерьер храма крестообразный, с полуциркульным сводом над короткими рукавами креста и парусным сводом над центральной частью. В аспиде коробовый свод с конхой. От внутреннего убранства сохранились фрагменты орнаментальной росписи маслом конца XIX в.

Ограда с башнями и воротами – своеобразный памятник русского стиля, отчасти подражающий стенам монастырей XVI–XVII вв. Кирпичная кладка оштукатурена. Невысокая стена сохранилась на южной, частично на западной и восточной сторонах. Снаружи она украшена крупными прямоугольными нишами. В юго-восточном углу возвышается круглая башня, надстроенная в конце XIX в. более узким цилиндрическим ярусом, а посредине южной стены – квадратная башня (первоначально проездная), перестроенная во второй половине XIX в. под казенные кельи. Обе башни двухъярусные и завершаются декоративными зубцами с машикулями и бойницами. С 1930-х гг. закрыта. В 1990-х  гг. была отремонтирована.