Православный храм

Население католического вероисповедания появилось в Томске в XVII веке («Литва служилая»). С 1806 г. царским указом было узаконено пребывание здесь католического священника. Первым настоятелем Томского прихода Могилевской епархии был назначен с 1807 г. супериор Иезуитского ордена о. Маркелл Каминский. Пока католиков в Сибири, и в Томске в частности, было мало, мессы совершались в частном доме на Духовской улице (ныне ул. К.Маркса, 5). В 1816 г. для служения в Томск прибыли монахи-иезуиты. В 1820 г. их сменили монахи-бернардинцы. Католическую общину позднее пополнили ссыльные и пленные участники наполеоновских войн, а также поляки, литовцы, белорусы, сосланные в Сибирь после подавления Польского восстания 1830 г. Община нуждалась в небольшом, но долговечном каменном храме, что было поддержано настоятелем прихода, отцом Ремигием Апонасевичем (1825–1835).

Строительство велось своими руками, сам настоятель за личные деньги покупал материалы для строительства, на подводе объезжал обширный приход, растянувшийся фактически до г. Омска, собирал пожертвования, как от католиков, так и от православных, деньгами, продуктами, обеспечивая пропитание строителей. В 1819г. общине была отведена земля в конце Воскресенской горы по Ефремовской улице (ныне ул. Бакунина), на том самом участке, где еще ранее возник в 1604 г. сам Томский город и «острог». Строительство храма начато по инициативе сосланного сюда графа Александра Машинского, подданного Франции. Храм был построен в 1833 г. по проекту архитектора К.Г.Турского и стал первым католическим храмом Западной Сибири. Освятил храм 1 октября 1833 г. настоятель и строитель его отец Ремигий Апонасевич в честь Пресвятой Богородицы Покровской. В 1843 г. были настланы новые деревянные полы, в 1863 г. пристроено каменное отделение для ризницы, в 1880 г. деревянные кресты заменены на железные с вызолоченными шариками, в 1883 г. сооружены десять дубовых скамеек и барьер из резного дуба, отделявший алтарь от церкви. В эти же годы построены жилые и хозяйственные постройки. В 1856 г. по проекту Г.Батенькова, была возведена звонница (кампанелла) из кирпича в виде ворот, с тремя колоколами над ними, третий из которых весом в два пуда. В 1862 г. община приобрела духовой орган, установленный каноником Энгельгардтом.

Во второй половине XIX в. при храме начало действовать католическое благотворительное общество, приют для престарелых, детей-сирот. После бернардинцев здесь служили монахи-доминиканцы, затем викарные священники. В 1899 г. был учрежден Томский деканат, объединивший филиальные храмы и часовни окрестностей. В историю храма вошло имя святого Рафаила Калиновского, в 1864г. отправленного в ссылку в с. Усолье Сибирское и находившегося часть времени в Томске. Католический приход имел собственное кладбище (более 5 тысяч захоронений), закрывшееся как переполненное в 1939 г. В годы войны на его территории размещался эвакуированный завод. В 1902 г. в храме был смонтирован новый духовой орган, более мощный.

Храм исторически имел два названия: для прихода - «Храм Богородицы Царицы Розария», для взаимодействия с православными городскими чиновниками - «Храм Покрова Богородицы» (так как почитание Розария отсутствует в православии). Алтарным образом в храме стала точная копия работы Рафаэля «Преображение», оригинал которой ныне хранится в музее Ватикана. Костелу была приписана готическая часовня св. Антония на католической стороне Вознесенского кладбища (ныне ул. Пушкина, д. 44).

К 1900 г. храм уже не удовлетворял потребностей городской католической общины, которая к тому времени, по разным подсчетам, составляла от 4000 до 15000 прихожан. Проект строительства еще одного храма в Томске, одобренный викарным епископом Могилевской епархии А.Цепляком, не был реализован из-за начавшейся первой мировой войны, а затем революции 1917 г. После революционных событий храм функционировал ещё двадцать лет. В 1938 г. он, последним из двух десятков приходов Томской области, был закрыт и передан на народные нужды: в здании последовательно размещали конюшню НКВД, планерный клуб, овощехранилище, службу ДОСААФ. Последний настоятель отец Юлиан Гронский был арестован и выслан из страны. Церковная утварь, три алтаря, восемь больших икон, церковная мебель, орган, архив исчезли. После реставрации в 1979 г. в здании находился городской планетарий. Приходу храм был передан в 1990 г. После ремонта, совершенного силами прихода, 6 октября 1991 г., в праздник Пресвятой Богородицы Покровской Его Преосвященство епископ Иосиф Верт, Апостольский Администратор католиков азиатской части России вновь освятил храм. Тогда же при храме начали работу сестры Ордена служительниц Христа в Евхаристии.

Здание выдержано в стилистике «провинциального классицизма», иначе - позднего венецианского классицизма XVII—XVIII вв. В плане изначально оно представляло прямоугольник, но после перестройки в 1880-х гг. XIX в. с обоих сторон к нему присоединили новые помещения, изменившие форму здания на крестообразную, каковая остается у приходского храма по сей день. Располагается храм недалеко от центра города, на улице Бакунина, на подъеме к Воскресенской горе. Кроме поклонного креста, на территории храма есть статуи Девы Марии, Иисуса Христа, Фатимской Божьей Матери. В храме сослужат сестры Ордена миссионерок Божественной любви (Орден матери Терезы). При храме имеются католический детский сад, гимназия, детский клуб при обществе «Каритас», общество «Живого Розария».

Недалеко от храма имеется отремонтированный в 1994 г. приют св. Иосифа для одиноких престарелых людей (ул. Бакунина, д. 7) и бесплатная столовая для бездомных, организованные сестрами милосердия Матери Терезы. Летом 2010 г. епископ Иосиф Верт освятил строительную площадку для возведения нового корпуса католической гимназии, которая в 2008 г. отметила уже 10-летие существования. Сейчас сама община насчитывает до пятисот прихожан и 30 приходов. В настоящее время в храме, кроме латинского, служатся две литургии восточного обряда: греко-католическая и армянская. В храме хранятся мощи монахинь Греко-католической церкви – блаженных сестёр Олимпии и Лаврентии. В 2000 г. Папа Иоанн Павел II причислил сестёр к лику блаженных.