Православный храм

Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре Суздаля и его колокольня – храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня Основание девичьего Покровского монастыря в Суздале произошло в 1364 г. близ реки Каменки по желанию суздальского князя Андрея Константиновича.

Строительство велось по обету князя, данному в благодарность за чудесное спасение во время плавания по Волге к Нижнему Новгороду. Для размещения монастырских строений преподобный Евфимий Суздальский выделил часть земель, данных ему князем Василием Константиновичем в 1352 г. Активное каменное строительство в обители началось в XVI в. Великий князь Московский Василий III Иоаннович со своей первой супругой Соломонией Сабуровой, молясь о даровании наследника, часто ездили по монастырям и делали щедрые вклады. Довольно часто они посещали Суздаль.

В первой четверти XVI в. в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, храмом во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки. В XV-XVI в. в русских городах и монастырях вновь появляются соборы под тремя главами.

Весьма мощным источником воздействия на архитектуру Покровского собора был Благовещенский собор Московского Кремля, выстроенный псковскими каменщиками в 1484-1489 г. Он также первоначально имел три главы, с трех сторон его окружают открытые галереи с очень схожими по характеру резьбы столбами арок, стены делятся на три части лопатками и завершаются закомарами, по форме очень близкими Покровскому собору. Такие же кокошники размещаются и в основании центрального барабана. Еще одно сходство – три апсиды кремлевского собора тоже украшены резным фризом, но к нему добавлен еще аркатурный пояс, а окна не имеют «углубленного» обрамления, столь характерного для суздальской архитектуры, и, кроме того, они более широки.

Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле, возведенный московскими мастерами (1506-1515 г.), как и Покровский собор в Суздале, с трех сторон окружен двухэтажными галереями с открытой аркадой, увенчан тремя главами. По мнению исследователей ярославского зодчества, он испытал сильное влияние соборов Московского Кремля: Архангельского (1505-1508 г.) и Благовещенского (1484-1489 г.). Все перечисленные соборы, в том числе и собор Покровского монастыря в Суздале, строились по заказу и «иждевением» великих князей.

К сожалению, Покровский собор не миновали неуместные переделки. В XVIII в. древние своды были заложены четырехскатной кровлей, закрывшей центральный барабан почти на половину высоты. Главки получили нелепую форму вытянутых луковиц и вытянутые барабаны. Сильно пострадал декор стен. Деревянный переход к храму-колокольне заменили каменным с пышным резным убранством (он существует и сейчас), проемы галерей заложили кирпичом, пристроили выносные крыльца (они тоже сохранились). Прежний благородный облик собору вернула реставрация 1962 г.

Особого упоминания заслуживает храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, служивший колокольней Покровскому собору. Он расположен к югу от собора, что довольно необычно для того времени. Чаще отдельно стоящие колокольни и звонницы располагались «за алтарями», то есть с восточной стороны. О дате его строительства нет единого мнения. Предполагают, что его возвели сразу после собора (около 1515-1516 г.). Весьма интересно редкое посвящение престола храма.

Праздник Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня празднуется православного храма 14 августа. На этот же день приходится память семи святых мучеников Маккавеев, их учителя Елеазара и их матери Соломонии – святой покровительницы великой княгини Соломонии. Княгиня часто приезжала в монастырь молиться о даровании детей, и была щедрой покровительницей обители. Возможно, крошечный храм на втором ярусе колокольни устроили по ее желанию, и он служил ей личной молельней.

Традиция строительства столпообразных храмов-колоколен, предназначенных для уединенной молитвы, уходит корнями в глубокую древность. Первым таким сооружением была северо-западная башня собора Рождества Пресвятой Богородицы (1117-1125 г.) в Антониевом монастыре Великого Новгорода. В верхней ее части был устроен придел преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского (1122 г.), а толще стены располагались проемы для колоколов и ниша, где молился в последние годы жизни преп. Антоний Римлянин.

Существовали примеры подобных храмов и в более позднее время. Относительно датировки интересующего нас храма можно высказать и очень осторожное предположение, что данный храм «иже под колоколы» построили в несколько более позднее время, чем это принято считать. Вполне вероятно, что строительство произошло уже после принятия пострига великой княгиней, то есть около 1526 или 1527 г. Этому предположению отвечает и наименование престола, более соответствующее теме искупительной жертвы и жизненного креста, чем молению о чадородии (что было актуально для более раннего времени, соответствующего возведению храма-колокольни во имя Рождества Иоанна Предтечи в соседнем Спасо-Евфимиевом монастыре).

Датировке 1520-ми г. не противоречат ни исторические данные (впервые колокольня упоминается в Описи 1597 г.), ни архитектурные особенности столпа. Примерно к году освящения храма относятся две ее почитаемые иконы: «Святые братья Маккавеи, учитель их Елеазар и мать их Соломония» и «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня», ныне хранящиеся в Суздальском музее. Кроме того, тема мученичества и страданий Спасителя на кресте, хорошо сочеталась с формой восьмигранника, в которой был построен стоп. Известно, что она символизировала жизнь вечную и Небесный Иерусалим.

В 1923 г. монастырь закрыли и разорили (несколько наиболее старинных икон, правда, передали в Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, см. выше). В 1950-1960-е г. его, наконец, признали памятником архитектуры, и привели храмы и хозяйственные постройки в порядок. В 1980 г. в отреставрированных помещениях музейного комплекса разместились гостиничные номера и бары-рестораны. В соборе действовал концертный зал. Православной церкви обитель вернули в 1992 г. Сейчас в ней вновь существует монашеская община.