Православный храм

Храм преподобного Сергия Радонежского в г. Чапаевске стоит в ряду наиболее выдающихся памятников архитектуры Самарской области. Возведенная в 1916-1918 г., он стал одним из последних построек в романтическом стиле, достойной лучших произведений В. Васнецова и А. Щусева, и лишь местоположение храма стало причиной его относительно неширокой известности. Храм Сергия Радонежского был заложен в 1916 г. как часть комплекса построек Сергиевского Самарского завода взрывчатых веществ в поселке Иващенково, который в годы Первой Мировой войны стал одним из центров производства военных снарядов для фронта (свое значение центра оборонной промышленности этот поселок, переименованный в 1929 г. в город Чапаевск, сохраняет и поныне).

Руководство строительством завода осуществлял великий князь Сергей Александрович Романов, это по его имени завод был назван Сергиевским, а возводимый при нем храм решено было посвятить небесному покровителю великого князя – преподобному Сергию Радонежскому. Такая тесная связь с царской фамилией роднит церковь в Чапаевске с двумя другими, гораздо более известными: это храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, возведенный в 1883-1907 г. на месте гибели Александра Второго, и храма Марии Магдалины в немецком Дармштадте, построенная в 1903 г. на родине императрицы Александры Федоровны при содействии ее супруга, императора Николая Второго. Вполне вероятно, что именно к этим двум образцам обращался архитектор Дмитрий Александрович Вернер при разработке проекта храма в поселке Иващенково.

Работа над этим храмом не была первым опытом строительства храморв в карьере Вернера: в 1902 г. он уже проектировал храм для приюта О.В. Кутайсовой в Нижнем Новгороде, но до наших дней эта постройка не сохранилась. Впоследствии, в годы работы Вернера на посту городского архитектора Самары, который архитектор занимал до начала Первой Мировой войны, им были спроектированы несколько гражданских построек в стиле модерн, но безусловно лучшим его произведением стала церковь Сергия Радонежского в поселке Иващенково.

При взгляде на этот замечательный храм трудно представить, что сооружен он был для военного завода в тяжелешие годы Мировой войны и революционных событий 1917 г. Несмотря на все тяготы военного времени, Вернеру удалось подобрать для отделки храма огромное количество различных видов плитки, майолики и израцов, а гранит и самоцветы для оформления интерьеров были выписаны с Урала. Архитектору удалось в полной мере использовать положение храма в соседствующей застройке: она поставлена в центре широкого сквера и сориентирована четко по сторонам света, благодаря чему из глубины ведущих к ней улиц храма видна в самых выгодных и интересных ракурсах. С западной стороны, где поверхность земли в сквере имеет едва заметный наклон, была возведена невысокая подпорная стенка в форме дуги с часовнями на концах, которая сделала храм еще более органично привязанным к своему месту. Композиционное решение храма, выбранно архитектором, поставило его в один ряд с такими выдающимися постройками, как здание Третьяковской галереи или Ярославский вокзал в Москве: своими утонченными формами она напоминает и старинные пятиглавые храмы с ажурными колокольнями, и затейливые древнерусские терема.

Для украшения фасадов храма Вернер использовал потрясающее многообразие архитектурных элементов: здесь есть и завершения порталов с двойными и тройными арками с «гирьками», и ажурные аркатурные пояса, и многочисленные фигурные ниши с майоликовыми вставками, и фризы из израцов и глазурованной плитки с сюжетами на библейские темы, и резные полуколонки, балясины, кокошники.

Знаменитый самарский архитектор В.Г. Каркарьян называл храм Сергия Радонежского «лебединой песней модерна». Она стала одним из очень немногих храмов, достроенных в России после революции, а службы в ней продолжались до 1926 г., когда храм был закрыт. Вскоре начался процесс разрушения, призванный превратить бывший храм в культурное заведение, более подходящее по духу советскому рабочему поселку. Через несколько лет была разрушена звонница, разобран центральный шатер и купола, однако самой непоправимой утратой стало уничтожение керамического декора храма, без преувеличения бывшего ее лицом.

По средним оценкам, в советские годы храм Сергия Радонежского лишился более чем половины своих керамических украшений; особенно пострадали израцы с символикой рода Романовых (уцелеть повезло лишь одной плитке с изображением геральдического грифона). Лики святых на фасадах в 1930-е г. дважды замазывались цементов (тем не менее, именно эта мера спасла их от утраты). После перестройки изуродованное здание церкви занял «Дом обороны», в годы войны его использовали под склад снарядов и овощехранилище, а на месте колокольни были установлены зенитные пушки. С 1952-1990 гг. здание занимал чапаевский Дом пионеров.

В 1995 г. храм Сергия Радонежского был признан памятником архитектуры федерального значения, вскоре он был возвращен церкви. В 2001 г. была восстановлена звонница с куполом, тогда же сызранские иконописцы расписали храм изнутри.

С 2003 г. ведется вялотекущая реставрация за счет бюджетных средств, за это время были полностью восстановлены завершения храма и декор нижнего яруса, однако об окончании работ, к большому сожалению, не приходится говорить и спустя 11 лет. Несмотря на это, внешний вид храма уже очень близок к первоначальному, а сам храм Сергия Радонежского превратилась в главный символ города Чапаевска и один самых интересных архитектурных памятников всей Самарской области.