Православный храм

Первые сведения о католических монахах-францисканцах в Сарай Бату (будущей Астрахани) восходят к XIII в. В конце XIV в. на территории современной Астрахани существовал францисканский монастырь. В начале XV века в районе современной Астрахани находился центр католического епископства Сарматской земли. В конце XVI века в Астрахани существовала приходская католическая церковь для армянских беженцев, построена францисканцем-капуцином Сотером. В 1630 г. была построена деревянная католическая церковь Успения Пресвятой Девы Марии. При ней францисканцы-капуцины занимались обучением детей в церковно-приходской Латинской школе. К концу первой четверти XVIII в. Астрахань стала одним из главных опорных пунктов миссионерской деятельности католиков на Востоке. Центром просветительской деятельности стала греко-латинская школа при костеле, являвшаяся филиалом Полоцкой академии.

В 1720 г. на месте сгоревшего деревянного монастыря построено каменное здание (находится напротив входа в современный храм), в котором разместились часовня, Латинская школа и библиотека. Это здание посетил император Пётр I в1722 г. В Латинской школе учились В.Тредиаковский (первый русский академик-филолог) и А. Кантемир. В 1734 г., по некоторым сведениям, в Астрахани был построен небольшой каменный храм. В 1758 г. настоятелем католического прихода в Астрахани стал чешский капуцин Ромуальд Понто, доктор медицины, которому предстояло стать строителем нового храма (умер 11 июля 1781 г., похоронен под алтарем). 4 декабря 1762 г. Екатериной II был издан манифест, позволивший инославным колонистам строить храмы. Католики в Астрахани начали строительство ранее, чем он был опубликован. Католический храм в Астрахани, таким образом, является самым старым сохранившимся до наших времен и действующим храмом в России. Даже строительство Петербургской католической базилики Святой Екатерины была начато позднее, хотя завершена и освящена она была раньше. Новый храм строился в Астрахани с 1762 по 1769 гг. Характерной особенностью строительства было участие астраханцев, принадлежавших к разным вероисповеданиям. Постройка завершилась 29 апреля 1769 г., отделочные работы и внутреннее устройство костела продолжалось до октября 1779 г. В 1778 г. на праздник святого Франциска Ассизского 4 октября состоялось освящение храма с благословения папы римского Пия VI.

Монументальное белое здание костела возвышается над равнинной местностью между р. Кутум и Варвациевским каналом. Доминируя своими башнями и куполом над окружающей застройкой, костел замыкает с востока силуэт центральной части Астрахани. Храм является интереснейшим архитектурным памятником XVIII в. с необычной для России архитектурой, сочетающей в себе черты барокко, классицизма и традиционных для русских церквей архитектурных приёмов. В плане храм представляет собой базилику итальянского типа, однако центральная часть храма выполнена в виде четверика, характерного для русской православной архитектуры. Фасад храма ограничен двумя башнями-звонницами. Украшение фасада несёт в себе черты позднего барокко и классицизма. В 1789 г. была построена часовня св. Архангела Михаила на католическом кладбище (разрушена в 1 половине XX века). В 1805 г. на смену капуцинам пришли в Астрахань монахи-иезуиты. Они организовали школы и издательство, издали «Восточные известия», одну из первых провинциальных газет в России. В 1820 г. иезуиты были изгнаны из России. В XIX веке в астраханском католическом приходе наряду с армянами появляется значительная группа поляков и немцев. В 1898 г. было открыто Общество вспомоществования бедным прихожанам. В 1935 г. храм был закрыт. В 1937 г. после смерти отца Адама Деша прекратились мессы.

Во второй половине XX в. в храме размещались склады различного назначения, мастерские, затем выставочный зал. В 1991 г. Астрахань навещает католический священник и возобновляет святые мессы на квартирах. 7 декабря 1992 г. астраханский губернатор подписал документ, на основе которого 8 декабря ключи от Римско-католического храма Успения Пресвятой Богородицы были вручены о. Кшиштофу Немыйскому (погиб в Астрахани в 2000 г.) и храм передан в бессрочное и безвозмездное пользование католической общине спустя 57 лет с момента его закрытия. В 2001 г. в приходе вновь начинают служить монахи-францисканцы. В 2008 г. в связи с 450-летним юбилеем города начат ремонт фасада и кровли храма.