Православный храм

Один из лучших поволжских посадских храмов XVII века. Построен в 1652 году. Четыре внутренних столпа несут пятиглавие луковичной формы. Фасады членятся сдвоенными полуколонками. Храм опоясан галереей с арками на колонках-кубышках. С запада, юга и севера имеет нарядные крыльца с шатровыми верхами. Большая арка ворот, увенчанная тремя шатрами, ведет в крытый переход к западному крыльцу. Малая арка открывается во двор. Низкие арки на мощных кубышках, обильные ширинки и граненые формы шатров придают воротам особую выразительность.

Белокаменные рельефы в кирпичных ширинках отражают фольклорную направление в искусстве XVII века. Стены перехода западного крыльца с полуциркульными арками сплошь обработаны ширинками и кубышками, порождающими живописную игру светотени, что дало основание называть этот стиль «русским барокко». Западное крыльцо с шатровым верхом по сложности и живописности архитектурных форм похоже на маленький храм. Крытая лестница на галерею вместе с крыльцами и трехшатровыми воротами образуют целую архитектурную прелюдию к основному объему храма.

Искуснейшей резьбой отличаются царские врата северо-восточного Трехсвятительского придела. Резной, вызолоченный иконостас вместе с царскими вратами выполнен в последней трети XVII века. Ясная композиция врат, полуциркульный верх икоторых гармонично вписывается в прямоугольник рамы, ближе скорее к ренессансному стилю, нежели к барокко. Изящные сдвоенные колонки по бокам врат тоже вызывают ренессансные ассоциации. Резьба царских врат представляет гармоничное соединение растительных форм с композициями штамбового характера. В резьбу введены различные плоды, а также образы птиц. Несмотря на сплошное заполнение плоскостей, в декоре не чувствуется грузности, все элементы строго расчленены, в чем тоже сказывается ренессансная природа орнамента.

Интерьер содержит великолепную роспись, появившуюся вскоре после завершения строительства храма. Особенно примечатльна роспись Трехсвятительского придела на сюжеты из жизни Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Роспись западной галереи выполнена на темы Апокалипсиса и на апокрифические мотивы.

Источник: Справочник-путеводитель «Старые русские города», автор и составитель Г.К. Вагнер, издательство «Искусство», 1980 г.