Православный монастырь

Один из крупных культурных, просветительских центров Руси и знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали основополагающее влияние на политику Москвы. Имеет единственный в России полностью сохранившийся комплекс монастырских зданий дониконовского времени, на его территории находится самый древний каменный храм Севера Руси – собор Рождества Богородицы (1490 г.). Монастырь – единственный, где сохранилась полностью в достойном состоянии вся внутренняя роспись Дионисия, датируемая 1502 г.

В 1398 г. на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, поселяется пустынником сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича, Ферапонт уходит в Можайск под Москву, где становится основателем второго монастыря – Лужецкого. Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь основан преподобным Ферапонтом с благословения его духовного наставника Кирилла Белозерского в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Расположен монастырь в 18 км от г. Кириллова. Вначале был малочислен, так как удален от мест поселения и дорог (число братии к началу XV в. составило 10–15 насельников). Позже у стен был проложен тракт на Архангельск через Каргополь, важный путь на Север. Здесь же шли паломники в Соловецкий монастырь.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем Ферапонтов также становится местом паломничества русской знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен вышли иерархи Русской Православной Церкви, влиявшие на внутриполитическую жизнь Руси — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. Расцвет обитель пережила при игумене Мартиниане, выученике Кирилла Белозерского и духовнике Василия II, бывшем ранее (1447 – 1455 гг.) игуменом Троице-Сергиева монастыря. Мартиниан принес в Ферапонтово традиции книгописания. Расцвет продолжился при его духовном чаде Иоасафе, архиепископе Ростовском. Монастырь стал центром писания житийной и философской литературы. Здесь были созданы и переписывались труды митрополита Спиридона-Саввы, прп. Кассиана Грека, иноков Паисия и Матфея. Из насельников обители к лику святых ныне причислены прп. Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (основавший Угличскую Учемскую пустынь), местно чтимый блаженный Галактион, юродивый. Ктиторами монастыря были Василий II Темный, Василий III, Иоанн Грозный. Вкладная книга, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков обители «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских ... Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. Сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в стране. В XVII в. монастырь стал местом заточения Патриарха Никона, отбывавшего здесь с 1666 г. десятилетнюю ссылку.

В декабре 1666 года, после соборного осуждения и лишения архиерейского сана, Патриарх Никон привезен был в заточение в Ферапонтов монастырь. Первые годы заключения были омрачены особыми страданиями, сопряженными с действиями надзиравшего над опальным Патриархом пристава Степана Наумова. В эти годы патриарх собственноручно создал из валунов остров на Бородавском озере.

Глубокое и широкое Бородавское озеро недалеко от монастыря имеет протокой, которой соединено со второй своей частью. На второй половине имеются поросшие лесом острова, в первой - относящейся к Ферапонтову монастырю, ныне имеется только небольшой остров в западной части в 150 м от противоположного монастырю берега. Имеет правильную форму, напоминает овал (77 Х 20 м.), точно ориентирован по сторонам света с запада на восток, на восточном и западном оконечностях острова расположены два валуна, задающие направление основной оси острова. Между валунами располагается собственно остров Патриарха Никона. На северной ее стороне лежат особенно большие, массивные камни, так как там проходит подводное течение в озере и край подвержен вымыванию. Все камни в кладку острова положены с большой любовью. Сейчас памятник существенно разрушен. Хорошо сохранились два фрагмента: группа камней в середине восточной стороны верхней площадки острова и северо-западный угол. Остров построен в царских саженях (1 сажень - 197,4 см по таблице архитектора-реставратора А.А. Пелецкого). Размеры острова: от валуна на восточном конце острова до средней группы камней в восточной стороне верхней площадки по центральной оси – 12 саженей; от средней группы камней в восточной стороне верхней площадки острова до середины западной стороны ее по центральной оси – 12 саженей; от середины западной стороны верхней площадки острова до валуна, лежащего в западном конце острова, -7 саженей.

Композиция острова выстроена на основе прямоугольника золотого сечения. Для всех произведений Патриарха Никона характерна математическая просчитанность и четкость пропорций, достигаемая с помощью геометрических построений и цифровых соотношений. Имеются описания, современные строительству острова: например, в ответах на вопросы головы московских стрельцов Юрия Лутохина, прибывшего в Ферапонтов монастырь от царя 2 ноября 1669 г.: «Против 6-й статьи про поставление крестов у Степана Наумова письмо взято. На озере Бородавском, против Ферапонтова монастыря и против ево, старца Никона, келей, на тресте (тростниковая полоса на озере. — М. Т.), на сиверке (на северном холодном ветру. — М.Т.), середи озера нагружено камения диково большово в воду в полсажени. Возили то каменье з берегов ево келейные старцы и всяких чинов люди, наймуючись у него, старца Никона. Взгружен камением от воды вверх в полсажени. Вдол тово камения нагружено 9 сажен, поперег — 7 сажен. На том камение поставлен срубец деревяной, рублен в замок, а в срубце на камене поставлен крест деревяной, вышина ему 2 сажени с локтем, а на нем потписано на верхнем переделе по-гречески, как пишут на благословящих крестех, на середнем переделе написано Иисус Христос", в подножье написано "Ни ка", пот подножьем написано на самом низу "Никон, Божией милостию Патриарх, поста вил сий крест Христов, будучи в заточении в Ферапонтовом монастыре, лета 7176 (1668) г., маия в 15-й день". А против того креста, на камене, на девяти саженях, сказал Степан Наумов, и игумен и келарь строит-де было ему, Никону, келья с сенми».

Из описания следует, для острова патриарх использовал естественную отмель; треста — тростниковая полоса — говорит о том, что на этом месте отмель, глубина воды там была небольшая — всего полсажени; на естественной отмели была сделана каменная насыпь высотою в сажень, на ней выложена; крест был установлен не в центре верхней площадки, а ближе к краю, судя по тому, что от него до другого ее края оставалось 9 саженей, на которых патриарх приказал строить себе келью (логично было бы искать эту точку в восточной части острова); отложив от западного края 9 саженей, получаем точку , геометрически она совпадает с точкой пере сечения диагоналей малого прямоугольника золотого сечения.

Подобный крест находился в другой, широкой, половине Бородавского озера, уже на естественном острове: «На том же озере на острову, словет Большой остров, поставлен другой крест, мерою таков же, потписи на нем те же, толко не потписано лета, месяца и числа, а стоят те оба кресты возле большой дороги, как ездят зимним путем в Кирилов монастырь и на Белоозеро».

18 января 1672 г. голова московских стрельцов Ларион Лопухин, посланный к патриарху, чтобы среди прочего допросить его и о крестах, так передает слова Никона о значении поставленных крестов: «Да на том же-де озере поставил он крест на островку угрузя камение для того, что преж сего на озере по навету диаволскому многие люди потопали, а по устроении креста православных христиан от утопления Бог хранит».

Патриарх поставил крест на Кий-острове. Сохранилось свидетельство в его грамоте об устроении на Кий-острове монастыря, а также о том, что многие люди в бурю, видя сей крест, спасались от потопления.

В 1676 г. по смерти царя Алексея Михайловича Никона перевели в Кириллов монастырь, где прошли еще 5 лет. Патриарха освободили волею его крестника, царя Федора Алексеевича. По пути из ссылки в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь Никон скончался. Как ссыльные в монастыре отбывали заключение митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва и сосланный по воле Императрицы Екатерины II святитель Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский. Монастырь считался богатейшим вотчинником Белозерья и в начале XVII в. имел несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей и более 300 крестьян. В XVII - XVIII вв. монастырь постигли бедствии. Он неоднократно горел, был разграблен польско-литовскими «воровскими людьми» в 1612–1616 гг. По указу 1764 г. у монастыря были изъяты владения, он пришел в упадок и в 1798 г. был упразднен.

Ансамбль монастыря включает 4 храма, 6 престолов, колокольню, Казенную и Трапезную палат. Келейные постройки не сохранились. Территория обнесена оградой с двумя угловыми башнями, тремя воротами. Кроме внутренней росписи монастыря, Дионисию принадлежали древние иконы иконостаса собора Рождества Богородицы, однако в 1930-е гг. иконостас был изъят "за низкой художественной ценностью" и ныне иконы принадлежат Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику, Третьяковской галерее и Русскому музею.

Более поздний храм Благовещения (построенный «под колоколы») с Трапезной палатой (1530–1531 гг.) построен на средства Василия III после паломничества в Ферапонтово, в честь рождения Иоанна IV. Подклет Трапезной был поварней и хлебней, существовал замурованный ныне ярус «звонов», имевший особым образом расположенные камеры-резонаторы. Храм Благовещения и собор Рождества Пресвятой Богородицы соединены каменными переходами через второй ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. представляла стилистику гражданских зданий. Верхний ярус являлся книгописной мастерской, хранилищем для казны и книг, нижний - сушилом.

Храм прп. Мартиниана (1641) был усыпальницей второго основателя монастыря, здесь до сего времени хранятся его мощи: имеется деревянная резная золоченая рáка с фрагментами Жития преподобного. У ног Мартиниана, ближе к алтарю, погребен Иоасаф, архиепископ Ростовский. Надвратный храм Богоявления (1649) с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах был домовым для опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой жил ссыльный Патриарх до постройки его кельи в 30 саженях от Святых врат. Трехъярусная колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху его - древний часовой механизм 1635 г., отреставрированный в 1990 г. часовщиком Ю.П.Платоновым.

В монастыре сохраняются святыни: древних антиминсы XV–XVII вв. собора Рождества Богородицы, рака и полотняная риза прп. Мартиниана (1646 г.), игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана (1732 г.) письма инока Феодосия, кресло Патриарха Никона, изготовленное им здесь в 1668 г., стол и кресло Никона из надвратной кельи. Ныне сохраняется в хорошем состоянии рукотворный остров на Бородаевском озере, сложенный ссыльным Патриархом из валунов.

В начале XX в. к восстановлению Ферапонтова монастыря была привлечена Императорская Археологическая комиссия, были проведены реставрационные работы под руководством академика П.П.Покрышкина. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

Ныне в зданиях Ферапонтова монастыря размещен Музей фресок Дионисия, входящий в комплекс Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен с артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом. Росписи выполнялись сверху вниз по рядам (это видно по нахлестам швов наложенного на стены левкаса). Композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах, в щеках подпружных арок – Учение отцов церкви, в сводах – евангельские сцены, на западной стене – Страшный суд, на уровне окон четверика – композиции на текст Акафиста Богоматери, ниже – Вселенские соборы, на столпах – воины-мученики, в алтарных апсидах – Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец и сопутствующие сюжеты. Внизу, по периметру стен и столпов, располагаются «полотенца» с орнаментами.

Наружные росписи на западной стене, отображая распределение сюжетов внутри собора, через образы Рождества Богородицы и Деисуса раскрывают темы спасения человеческого рода и грядущего Царствия Небесного. Композиция над захоронением преподобного Мартиниана посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря. Размеры и пропорции композиций Дионисия связаны с архитектурным решением и поверхностями стен. Силуеты удлинены, фигуры как бы парят, они излучают неземной свет, уникально богатство оттенков краски в рамках канона. После разрушения в годы второй мировой войны новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия в Ферапонтово остались одним из уцелевших фресковых ансамблей Руси. Площадь росписей собора - около 600 кв. м.

В 1930-1960-гг. здесь была только одна служительница, из бывших монахинь, не покинувших территорию монастыря после основания на ней колхоза, и одного сотрудника, сохранивших храмовый комплекс от вандализма. С 1975 г. комплекс был превращен в научно-исследовательский и просветительский центр. В 2000 г. монастырский комплекс вошел в список особо охраняемых объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Даты истории монастыря: В 1397 г. Кирилл и Ферапонт уходят из московского Симонова монастыря на берег Сиверского озера. В 1348 г. Ферапонта поселяется на берегу Бородаевского озера. В 1408 г. послан князем под Можайск. В 1435 – 1147 игуменом монастыря стал Мартиниана (1455 – 1483 ). В жизнь монастыря вводится устава Кирилл Белозерского. В 1447 – 1455 гг. Мартиниана становится игуменом Троице-Cepгиевой лавры. 8 сентября 1490 г. освящен первый каменный собор монастыря в честь Рождества Богородицы. С 6 августа по 8 сентября 1502 г. собор расписывает Дионисий с тремя сыновьями. В 1513 г. обретаются мощи преподобного Мартиниана. В 1530-1531 гг. строится каменный храм Благовещения с трапезной. В 1549 г. преподобные Ферапонт и Мартиниан канонизированы Русской Православной Церковью. В середине XVI в. создаются жития Ферапонта и Мартиниана, строится Казенная палата. В 1612 г. происходит «Литовское разорение» монастыря. В 1641 г. строится храм-усыпальницйа для мощей прпд. Мартиниана. В 1649 г. освящается храм Богоявления, в 1650 г. – храм Ферапонта. В 1666 – 1676 гг. здесь пребывает в ссылке опальный патриарх Никон. В 1690 г. строится каменная шатровая колокольня. В 1764 г. выходит манифест Екатерины II о секуляризации церковного землевладения, Ферапонтов монастырь оказывается последним в списке монастырей третьего класса.

В 1794 г. Синод выделяет средства на ремонт монастыря. В 1798 монастырь упразднен, создан Ферапонтовский приход. В 1831 – 1866 гг. здесь протекает деятельность о. Арсения Разумовского. В 1836 – 1838 гг. осуществлен ремонт храма преподобного Мартиниана, к нему пристраивается паперть и новый алтарь. В 1840 г. построены стены вокруг монастыря. В 1851 – 1853 гг. осуществлен ремонт храма Благовещения и трапезной. В 1899 г. опубликовано исследование И.И. Бриллиантова «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию монастыря. 1398 - 1898. С приложением очерка «Патриарх Никон в заточении на Белеозере». 12 декабря 1903 г. вышел Указ Синода № 11258 с формулировкой «...восстановить древний упраздненный мужской Ферапонтов монастырь, обратив ею в женский, и дело восстановления поручить Леушинского монастыря игуменье Таисии».

2 января 1904 г. здания Ферапонтовского прихода приняты игуменией вновь восстановленного монастыря. 30 мая 1904 г. монастырь открыт архиепископом новгородским Гурием. В 1906 г. игуменьей становится матушка Серафимы, обитель пополняется новыми сестрами. В 1908 – 1915 гг. проводятся ремонтно-реставрационные работы по проектам П.П. Покрышкнна и К.К. Романова. В 1911 г. выходит исследование В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря». В 1912 г. был образован Комитет по реставрации Ферапонтова монастыря при императорской Археологической комиссии. 16 сентября 1918 г. расстрелян викарный кирилловский епископ Варсонофнй и игуменьи Ферапонтова монастыря Серафима. В 1924 г. монастырь был закрыт. В 1975 г. на его территории был организован филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника Музей фресок Дионисия. В 1999 г. группе реставраторов и сотрудников Музея фресок Дионисия Государственной присуждена премия Российской Федерации за сохранение стенописи Дионисия.

Сохранившиеся монастырские постройки:

Собор Рождества Богородицы (1490 г.)

Церковь Благовещения с Трапезной палатой (1530 - 1531 гг.)

Казенная палата (1530-е гг.)

Церковь преподобного Мартиниана (1640 - 1641 гг.)

 Николай Рубцов

Ферапонтово (1970)

В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель...
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле...

 

Веб-сайт: http://www.dionisy.com

Email: ferapont-museum@mail.ru

Телефон: +7 (81757) 49261