Православный монастырь

Время основания обители точно неизвестно. Существует предание, что апостол Андрей Первозванный, пришедший с проповедью Евангелия в славянские земли, посетил остров Валаам, благословил его каменным крестом и положил здесь начало христианской веры. Большую известность и влияние на севере обитель приобретает в Х в., находясь под управлением игумена прп. Авраамия Ростовского. История Валаамского монастыря тесно связана с историей Русского государства. Беды и невзгоды России отражались на обители. Много раз монастырь сжигали и разоряли шведы, но он возрождался и продолжал дело своего благоустройства. Так, разоренный в 1611 г., монастырь оставался в запустении до 1715 г. Но, когда победоносными войсками Петра I шведы были изгнаны из северной области России, император по ходатайству архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иринарха дает указ о возобновлении обители. Монастырь расположен на вершине огромной гранитной скалы. В главном двухэтажном соборном храме Преображения Господня находился старинный Нерукотворный Образ Спасителя. В его оклад был врезан небольшой крест с частицами Животворящего Креста Господня, часть камня Гроба Господня и 23 частицы мощей святых, имена которых обозначены на обороте иконы. В нижнем этаже храма помещается престол во имя прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Здесь в 1996 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий освятил новую раку над мощами валаамских чудотворцев, покоящимися под спудом (прежняя рака была увезена валаамскими монахами, ушедшими в 1940 г. в Финляндию), а также иконостас храма. Богато украшенная художественным литьем бронзовая рака была создана в короткий срок по проекту руководителя мастерской "Канон-К" московского художника Е.Н. Ключарева скульптором Г.И. Красношлыковым. Большая икона преподобных Сергия и Германа на верхней части раки написана М.А. Игуменовой. Тогда же Митрополит всей Америки и Канады Феодосий передал наместнику монастыря архимандриту Панкратию частицу мощей преподобного Германа Аляскинского, который отправился с духовной миссией в числе других монахов на Алеутские острова в Америку из Валаамского монастыря, а Святейший Патриарх Алексий подарил обители большую икону преподобного Германа Аляскинского. В монастыре хранилось много предметов, имеющих религиозный и исторический интерес: два напрестольных креста с частицами св. мощей, образ Казанской Божией Матери с частицами ризы, образ 26 святых с частицами их мощей. Библиотека монастыря насчитывала 12000 книг духовного содержания. На монастырской колокольне висел огромный колокол, вылитый в честь святого апостола Андрея Первозванного. В 1858 г. в память о посещении Валаама императором Александром II была воздвигнута мраморно-гранитная Царская часовня.

По преданию на монастырском кладбище был погребен шведский король Магнус II, который в 1371 г. в результате кораблекрушения был прибит волнами к Валаамскому острову и, видя в своем спасении перст Божий, остался в монастыре и принял схиму. На игуменском кладбище покоится прах настоятеля Валаамской обители игумена Дамаскина, скончавшегося в 86 лет в 1881 г. Валаамский монастырь, веками преследовавший лютерову ересь в течение всего XIX в. ставивший своей задачей распространение православия в лютеранском княжестве Финляндском, оказался на положении главы церкви национального меньшинства Финляндии. Положение обители после Октябрьской революции и выхода Финляндии из состава Российской империи можно характеризовать как кризисное. В 1918 г. на острове появляются первые подразделения финской армии. И с этого момента вплоть до 1940 г. колокольный звон, призывающий братию к молитве, перекликается с выстрелами артиллерии крупного калибра. Уже в 1919 г. численность воинской части на Валааме достигла размеров полка. Это время отмечено постоянным сокращением числа монашеской братии. В 1933 г. ее численность составляет 234 монаха и послушника, что в два раза меньше, чем в 1914 г. В 1923 г. Финская православная церковь соединилась в качестве автономной с Константинопольской вселенской церковью. Ее духовным пастырем стал Константинопольский экуменический патриарх. В 1925 г. на Валаам прибыл его представитель, чтобы провести пасхальное богослужение по западному грегорианскому календарю на финском языке. Это вызвало настоящий раскол в среде Валаамского монастыря. Большая часть монахов отказалась участвовать в богослужении. Две группировки братии совершали богослужение отдельно друг от друга вплоть до 1939 г.

Во времена советско-финского конфликта послушники и иноки, бывшие в призывном возрасте, призываются на военную службу. В начале марта 1940 г. финское военное командование отдает приказ об эвакуации гарнизона с Валаама. В обозе финского гарнизона покидают осторов и православные монахи, увозя с собой все самое ценное монастырское имущество. С 1952 г. по решению правительства Карело-Финской ССР монастырские здания переоборудуются под дом-интернат для инвалидов войны. За советский период истории Валаама цветущее хозяйство монастыря было полностью уничтожено, храмы и скиты порушены. Монашеская жизнь здесь была возобновлена 13 декабря 1989 г, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, когда на Валааме высадились первые четыре монаха и два послушника. Нынешний наместник монастыря архимандрит Панкратий приехал в 1993 г. Сейчас в монастыре уже более ста человек братии, открыты подворья в Петербурге, Москве, Приозерске и Сердоболе. Возобновлена монашеская жизнь на двух из целого ряда приписанных к обители скитов - Всехсвятском и Никольском. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь - предмет особой любви Святейшего Патриарха Алексия (он помнит его с детства, когда в 1938-39 г. приезжал на Валаам с родителями) и находится под его покровительством. Святейший Патриарх является священноигуменом обители и посещает Северный Афон каждые два года, начиная с 1988-го, когда было принято решение о восстановлении монашеской жизни на Валааме.