Православный собор

До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, в 1751 году во время пожара сгоревшая до основания. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях и в пепле Казанскую икону Божией Матери, совершенно неповреждённую огнём. Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм. В нижнем этаже должен быть храм во имя Преподобного Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 году закладку храма. В старину большинство памятников елизаветинского барокко приписывалось архитектору Бартоломео Растрелли, и курский собор не был исключением.

До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, в 1751 году во время пожара сгоревшая до основания. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях и в пепле Казанскую икону Божией Матери, совершенно неповреждённую огнём. Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм. В нижнем этаже должен быть храм во имя Преподобного Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 году закладку храма.


В старину большинство памятников елизаветинского барокко приписывалось архитектору Бартоломео Растрелли, и курский собор не был исключением. Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, одним из основных дарителей выступил курский купец Карп Ефремович Первышев. Подрядчиком стал курский купец Исидор Иванович Машнин, после смерти которого (в 1762 году) обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафья; под её надзором в 1778 году строительство было окончено. Вместе с Агафьей как-то зашёл на самый верх строящейся колокольни её 7-летний сын Прохор Мошнин (будущий преподобный Серафим Саровский)/ Отлучившись от матери, он упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Очевидцы случившегося не ожидали уже увидеть Прохора живым, но, к удивлению всех, мальчик остался невредим.

Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского был освящен в 1762 г., а верхний храм в честь Казанской иконы Божией Матери в 1778 году. Есть мнение, что 16-летний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был обусловлен изготовлением и установлением иконостаса. В 1827 году для Сергиево-Казанского собора были отлиты два колокола, денежный взнос за них передал тульский купец Черненков. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году храм стал кафедральным собором. Изначально чтобы попасть в верхний храм, нужно было подняться по двум наружным чугунным лестницам, однако в связи с этими неудобствами в 1837 году по проекту «городового» архитектора Грознова к колокольне была пристроена лестничная клетка в стиле ампир, несколько изменившая стилевое единство здания.

В начале XX века под надзором Императорского Московского археологического общества была проведена реставрация собора, для чего в 1907 году в Курск был командирован архитектор и реставратор Ф. Ф. Горностаев. Храм закрыт в 1934 году. С 1935 года до Великой Отечественной войны второй этаж занимала Областная картинная галерея, а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 году туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался. В середине XX века храмы собора были переосвящены: верхний храм был освящен во имя Преподобного Сергия Радонежского, а нижний — в честь Казанской иконы Божией Матери (до этого — наоборот). К торжествам 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского на территории собора была построена часовня, освящённая 20 июля 2004 года. В 2010 году ко дню памяти преподобного Серафима Саровского (15 января по новому стилю) был полностью обновлен иконостас придела Серафима Саровского в нижнем храме собора.