Поминовение усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
25 апреля в 2017 году
Нарочитое Пасхальное поминовение усопших – «Радоница» – не предусмотрено ни греческим, ни русским церковным Уставом, и оно совершается у нас «по благочестивому обычаю». Его появление в русской богослужебной традиции связано, очевидно, с тем, что с понедельника после «Фомина воскресенья» Устав разрешает совершение достаточно скромных заупокойных служб – литий. Поэтому в некоторых областях Радоницу справляли в понедельник. Соответственно, только с этого времени Устав разрешает верующим приходить на могилы своих ближних. (Распространённый в народе обычай приходить на могилы в день Пасхи и других больших праздников со снедью и спиртными напитками в корне противоречит христианской догматике и восходит к языческим тризнам на могильных холмах.) Приходя, люди громко делятся с усопшими радостной вестью о воскресении Христовом. Вероятно, с этим связано и само название поминовения – «радоница». (В некоторых местах этот день называют древнеславянским словом «навий», то есть «день мёртвых». В Малороссии его также называют «могилками», «гробками», «проводами».) «Неофициальный» характер этого поминовения подчеркивается тем, что церковный Устав не предусматривает для богослужения особых заупокойных апостольских и евангельских чтений. Помещаемая далее заупокойная проповедь хоть и носит частный характер, но прекрасно отражает отношение Православной Церкви к теме смерти в эти светлые пасхальные дни.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
(Деян.4:1-10. – Зачало 10)
[Начало проповеди и первые гонения]
В то время, как апостолы говорили к народу, подошли к ним священники, и начальник храмовой стражи, и саддукеи, раздраженные тем, что они учат народ и возвещают воскресение из мертвых через Иисуса. И наложили на них руки и отдали под стражу до следующего дня, ибо был уже вечер.
Многие же из слышавших слово уверовали. И достигло число [уверовавших] мужчин до пяти тысяч.
А на следующий день собрались в Иерусалиме начальники их, и старейшины, и книжники, и первосвященник Анна (Ханан), и Кайафа, и Иоанн, и Александр, и все из первосвященнического рода. И, поставив их [апостолов] в середине, спрашивали: «Какой силой или каким именем вы это сделали?»
Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: «Начальники народа и старейшины! Если нам сегодня учиняют допрос о благодеянии больному человеку, каким образом он спасён, то да будет известно вам и всему народу израильскому, – что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых. Его именем стоит он здоровый!»
(Ин.3:16-21. – Зачало 10)
[Любовь Бога и ответ на неё людей]
[Братья,] так ведь полюбил Бог мир, что отдал Своего Единородного (Единственного) Сына, чтобы всякий верящий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ведь не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы Он судил мир, но чтобы через Него мир был спасён.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не поверил во имя Единородного (Единственного) Сына Божия.
Суд же состоит в том, что в мир пришел свет; но люди полюбили тьму более, чем свет, – потому что дела их были злы.
Ведь всякий, творящий зло, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не были изобличены его дела, [потому что они злы].
А творящий истину идёт к свету, чтобы явными стали его дела, потому что они совершены в Боге.
Вот почему мы с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших, вот почему слова, которые когда-то сказал Христос Наинской вдове – «Не плачь!» – обращены и к нам. Да, не плачь: ведь после того, как Бог стал плотью, и воскрес, и вознесся, – смерть человеку уже не предел, а дверь, раскрывающаяся в Вечность.
И мы должны научиться забыть себя, забыть свое горе, сказать себе «прочь» и созерцать то великое, что совершается теперь в вечной судьбе рабы Божией Ирины. Она сейчас вступает в путь всякой плоти, в путь всякой души, предстоит перед Живым Богом, в Которого веровала, на Которого уповала, Которого посильно любила, Которому поклонялась, от Которого получала жизнь. Это должно быть теперь содержанием наших мыслей и наших переживаний, и всё, что меньше этого, должно быть отстранено хоть отчасти. Сквозь слезы мы должны уметь видеть сияние Воскресения, и сквозь свою боль – победу Христа над смертью и вечную жизнь, раскрывающуюся для усопших.
Поэтому услышим сердцем, а не только слухом, слова апостола Павла: «Не хочу, чтобы вы были в неведении и чтобы, как не имущие веры, вы убивались горем...» Перед нами не смерть, а начало вечной жизни. Поклонимся воскресшему Господу, поклонимся Христу Богу, пришедшему плотию, и проводим в покой временный и в радость вечную рабу Божию Ирину, а от неё научимся и как жить, и как умирать. Она ждала своей смерти, много раз прощалась, говоря: «Может, не увидимся, потому что я скоро умру». А перед последней исповедью сказала: «Мне нечего Богу принести, я принесу только всю себя; пусть Он меня возьмёт и примет...» Так и сделал Господь. Ему слава во веки! Аминь.
1970 г.