Проповедь на Мариино стояние – протоиерей Андрей Лемешонок | Православные проповеди

Проповедь на Мариино стояние – протоиерей Андрей Лемешонок


Мариино стояние – так называется служба в преддверии Страстей Христовых. Жизнь, в которой мы живем, пресная, в ней нет соли. Нам все заранее известно, мы все планируем, просчитываем.

Мариино стояние – так называется служба в преддверии Страстей Христовых. Жизнь, в которой мы живем, пресная, в ней нет соли. Нам все заранее известно, мы все планируем, просчитываем. В такой жизни нет чуда встречи с Богом, нет покаяния, о котором мы слышали сегодня в житии преподобной Марии Египетской. Кажется, что это было когда-то очень давно… Но как такое может произойти сегодня, в современном мире? Как это может произойти лично со мной, когда я уже все знаю, все понимаю и кажется, что Бог где-то совсем далеко? В том-то и дело, что Бог близко, а мы далеко! И поэтому так важны для нас капли росы духовной, которые сегодня предлагает нам Церковь – полностью прочитанный покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Это дивная служба, она должна укрепить нас. Мы привыкли жить соизмеряясь только со своим опытом, и мы не дерзаем говорить о той борьбе и победе над грехом, которые выше человеческих сил, но мы видим, что есть Бог и есть благодать Святого Духа, укрепляющая и восстанавливающая кающегося человека. Мы слышим слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что истинное покаяние восстанавливает в человеке девство. Действительно, чудо, когда человек отказывается от греха и полностью принадлежит Богу. И это чудо может совершиться в жизни каждого человека. Но сегодня мы видим другую картину: выяснение каких-то отношений, грубые слова, обиды, упреки, саможаление – нет осознания своей вины пред Богом. В нашем покаянии мы видим не Христа, а просто человека-священника, и начинаются человеческие разговоры, звучат слова, в которых нет красоты покаяния. Ведь покаяние – это изменение, преображение нас Господом.

Очень хочется, чтобы мы учились стоять в храме, учились участвовать в богослужении, в Таинствах Христовых, в которых душа обновляется. Душа должна постоянно получать благодатную помощь, чтобы вести войну с миром греха и соблазна. Дай Бог, чтобы в оставшееся время до Пасхи мы не потеряли духа, капелька которого все-таки есть в нас. Дух очень легко потерять: за одно слово, за одну мысль, за одну обиду, за одно осуждение человек теряет связь с Богом. Это страшное состояние. Нам нужно бодрствовать, нужно быть внимательными – как мы смотрим, как говорим, как ходим – все должно быть в человеке красиво, одухотворенно. Мы пришли в храм не только для того, чтобы смотреть на лики святых и созерцать красоту их отношений. Во всех святых сияет свет Христов. Но нам нужно и самим становиться ликами, чтобы прикоснувшись к святыни, быть способными эту святыню сохранить в своем сердце и делиться ею со своими ближними.

Столько любви, столько заботы, столько милосердия Божьего изливается на каждого из нас! Сколько раз мы уже прикоснулись к бессмертному Источнику Жизни, к Чаше Христовой! И почему мы так часто являемся тем дырявым сосудом, который теряет эту благодать? К нам приходят страсти, уныние, отчаяние, ропот – все это становится стеной, за которой мы не видим ближнего, не видим Бога. Эту стену необходимо рушить все время. Преподобный Серафим Саровский носил на спине камешки и говорил: «Томлю томящего меня». Нам нужно постоянно помнить, что враг рядом. Мы должны не доверять себе, а искать Божьей помощи, Божия благословения на каждый шаг нашей жизни.