Психология

Психология

Слово психоло́гия имеет очень длинную предысторию. Дословно греческий термин «психология» обозначает «учение о душе»: «псюхе» = душа, «логос» = слово, учение. Словосочетание «учение о душе» встречается уже у Оригена († 254 г.) в его работе «О началах» (Кн. 1. Гл. 5. § 2; Кн. 2. Гл. 8. § 1).Содержательно христианское учение о душе всегда занимало важнейшее место как в теоретическом богословии, так и в церковной практике душепопечения: библиография соответствующих святоотеческих работ, переведённых на русский язык, составляет несколько сотен наименований (вместе со святоотеческими антропологическими работами, поскольку христианское учение о человеке неразрывно с учением о его душе). Таким образом, как нам кажется, вполне обоснованно мнение известного дореволюционного специалиста: «Судя на основании дошедших до нас (христианских – Прим. Ред.) психологических трактатов, можно заключить, что учение о душе существовало еще в патристический период, как особая самостоятельная отрасль знания, и даже имело то самое терминологическое определение в ряду других наук, какое ей придается и в настоящее время» (Давыденко. 1908, с. 48).

Но по мере секуляризации науки и противопоставлении её религии, что особенно отчетливо проявилось в XX в., появилась современная, атеистическая психология, которая отрицает наличие души как духовной сущности и есть «наука о закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности» (Краткий психологический словарь. 1985, с. 274).

Таким образом, справедливо было подмечено, что «прекрасное обозначение «психология» – учение о душе – было просто незаконно похищено и использовано, как титул для совсем иной научной области» (Франк. 1917, с. 423), т. е. современной, бездушной психологии. И такое положение дел сохраняется до сих пор, хотя, конечно же, есть психологи, которые призывают к решению этой проблемы.

Так, например, один из старейших отечественных психологов, Владимир Петрович Зинченко, писал в послеперестроечное время: «Психология, надеюсь, станет наукой не об отсутствии, а о присутствии души» (Зинченко. 1994, с. 43).

Будущее покажет, возможно ли возвращение современой психологии к своим христианским истокам, но уже сейчас существует множество психологов, которые пришли к христианству и которые не поддерживают имеющиеся в современной психологии атеистические, либо оккультные тенденции. Поэтому вполне закономерно, что эти психологи для размежевания с атеистической и оккультной психологией и для определения своей духовно-нравственной позиции используют термин «христианская психология».

Обычно считают, что этот термин в русской культуре появился только что, когда современные психологи заинтересовались христианством и «изобрели» такое словосочетание. Но это не так.

В 1901 г. вышла брошюра «Адамово наследство. Очерки христианской психологии» (Св.-Серг. Троицкая лавра, 1901).

А в 1890 г. епископ Феофан Затворник, ныне причисленный Церковью к лику святых, писал: «Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская Психология» (Феофан Затворник. 1890, с. 7). Интересно, что святитель написал слово «психология» с заглавной буквы, показывая тем своё особое к ней отношение.

Таким образом, словосочетание «христианская психология» не есть какая-то необоснованная выдумка настоящего времени, а является обычным православным выражением, которому к тому же уже больше ста лет!

Кстати, словосочетание «библейская психология», не менее традиционное: в 1892 г. вышла книга протоиерея Павла Яковлевича Светлова, профессора Университета св. Владимира, под названием «Пророческие и вещие сны. Апологетическое исследование в области библейской психологии» (Киев, 1892).

Кроме того, еще можно указать множество важных тем, в названии которых присутствует слово психология и которые разрабатывались отечественными авторами до революции 1917-го года:

психология веры: Введенский А. И. «Психология веры (Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии)» (Сергиев Посад, 1899);

психология молитвы: Платонов Вениамин свящ. «Психология молитвы» (СПб.: Свет, 1913);

психология святости: Меньшиков М. «Психология святости» (Новое время. 1903, № 3);

психология греха: Соколов Л. А. «Психология греха и добродетели по учению св. подвижников древней церкви в связи с условиями пастырского душепопечения» (Вологда: Тип. К. А. Баранеева, 1905);

психология грешника: Никонов А. «Психология кающегося грешника по Псалтири» (Вера и разум. 1911, № 13, с. 21-34), Никонов А. «Психология нераскаянного грешника по Псалтири» (Вера и разум. 1911, № 12, с. 717-726);

психология раскола: Розанов В. В. «Психология русского раскола» (Его же. Религия и культура. 2-е изд. СПб., 1901, с. 23-54);

психология экстаза: Коновалов Д. Г. «Психология сектантского экстаза» (Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908);

психология фанатизма: Чиж В. Ф. «Психология фанатизма» (Вопросы философии и психологии. 1905, кн. 1(76), с. 1-36; кн. 2(77), с. 149-186);

– кстати, также и психология атеизма: Владимирский Ф. «Психология атеизма» (Его же. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев, 1904, с. 29-33).

Словосочетания «православная психология» в этом списке нет по одной простой причине: в православной стране, каковой Россия являлась в то время, когда говорили «христианская», практически всегда подразумевали «православная» (если же речь шла о католицизме или протестантизме, то прямо так и писали).

Кроме того, словосочетание «православная психология» было употреблено архим. Киприаном (Керном) уже в 1950 г. в известнейшей его работе «Антропология св. Григория Паламы» – см. современное её переиздание (Киприан (Керн). 1996, с. 360). Так что и этому выражению уже больше 60-и лет – вполне, можно сказать, солидный и почтенный возраст, который необходимо уважать.

 

Христианская психология как учение о душе, основывается на христианской антропологии, на библейском и святоотеческом учении о человеке.

В своей практической деятельности современные христианские психологи могут применять всё лучшее, что смогла открыть психологическая наука за последние века и что не противоречит христианскому богословию и святоотеческому учению о человеке.

 

Таким образом, как нам кажется, приведенная информация вполне обоснованно показывает и доказывает следующие важные мысли:

– основной вывод, который можно сделать из всего приведенного материала, прост как правда: и до революции семнадцатого года психология в России существовала как психология;

– второй, менее оптимистичный, вывод заключается в том, что та психология значительно отличалась от современной; более того, именно ту психологию и можно называть собственно психо-логией, т. е. учением о душе; кроме того, вполне справедливо, что ту психологию вполне можно именовать духовной психологией (Психологическая наука… 1997, с.37), в отличие от психологии современной – бездуховной;

– третий вывод: расцвет духовной психологии в России приходился на конец XIX – начало XX века (там же, с.37), и только «после победы Октябрьской революции духовная психология в России прекращает официально свое существование» (там же, с.45) – и то не сразу, и не без борьбы;

– есть все основания полагать, что и в настоящее время возможна психология, как учение о душе; поскольку последнее ни в коей мере не отрицает ни практический подход вообще, ни конкретные экспериментальные методы изучение, постольку все конкретные, экспериментальные результаты эмпирической психологии советского времени могут быть использованы в душеведении (к современной западной психологии это относится в меньшей степени, поскольку в ней много оккультных идей, несовместимых не только с христианством, но и с собственно научным подходом);

– «христианская психология» и как термин, и как учение имеет долгую историю и предысторию, которую надо учитывать и изучать; утверждение же о том, что христианская психология есть изобретение современных психологов не соответствует фактам.

 

Библиография:

Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. – Харьков, 1908.

Зинченко В. П. Возможна ли поэтическая антропология? – М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994.

Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – Париж, 1950 (переизд.: М.: Паломник, 1996).

Краткий психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского. – М., 1985.

Ориген. О Началах. – Самара, 1993.

Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. Сборник. Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

Феофан Затворник еп. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. – М., 1890.

Франк С. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. – М., 1917 (переизд.: СПб.: Наука, 1995).

Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник. Сост. и ред. Ю. М. Зенько. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2011.

 

См. сайты:
Христианская психология и антропология

Русская православная психология

Духовник.ру