Слово Божие

Слово Божие

Сло́во Бо́жие – (греч. Логос – Λογος) – Второе Лицо (ИпостасьСвятой Троицы, воплотившееся в Иисусе Христе.

Святая Троица есть единосущное Божество, в трех Лицах (Ипостасях) – Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец есть Божественный Ум, Бог Сын – Божественное Слово, сопребывающее нераздельно со Святым Духом. Слово Божие – Слово Божественного Ума, Которое присуще Ему извечно, Которым Он создал все мироздание.

О Слове Божьем сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Слово Божие – «Свет Отца, Слово великого Ума, превосходящий всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Образ Бессмертного Отца и Печать Безначального, Сияющий вместе с великим Духом, добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет», – говорит св. Григорий Богослов. Слово Божие именуется Единородным Сыном Божьим, поскольку Оно в вечности рождается Божественным Умом, Богом-Отцом, «поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца» (св. Максим Исповедник).

Слово Божие Своим бытием предшествует творению всего существующего, «не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – говорит св. Максим Исповедник. Словом Божьим создан весь мир: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:4). Бог Отец сотворил мир Словом Своим во Святом Духе. Он «Словом рассеял тьму, Словом произвел свет, основал землю, распределил звезды, разлил воздух, установил границы моря, протянул реки, одушевил животных, сотворил человека по Своему подобию, привел все в порядок», – говорит св. Григорий Богослов.

На Предвечном Совете Св. Троицы принято решение о воплощении Слова Божьего, предначертано принятие Им человеческого естества. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», – говорит Иоанн Богослов (Ин. 1:14). В Воплотившемся Божьем Слове – Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Приняв человеческую природу, Божественное Слово соединило тварное и Нетварное естество, открыв уверовавшему в Него человеку путь к обожению. «Для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, – говорит Ириней, – чтобы человек, соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим».

См. БОГОВОПЛОЩЕНИЕ, ХРИСТОЛОГИЯ, БЛАГОДАТЬ, СВЯТАЯ ТРОИЦА, БОГ ОТЕЦ, СВЯТОЙ ДУХ, БОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА