Смерть

Смерть

Смерть – последствие грехопадения; таинство разделения души и тела, после чего тело предается земле, а душа, пройдя через испытание воздушных мытарств, определяется Богом в подобающее ей место до всеобщего воскресения мертвых в нетленных телах и Страшного Суда, на котором уже будет решена вечная участь человека.

В христианском понимании смерть – это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть – это отделенность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин.1:4). Вот от этой истинной жизни человек волен отказаться и, таким образом, умереть так, что само его «бессмертие» станет вечной смертью.

Несмотря на неестественность смерти, она допускается Богом, чтобы зло не стало бессмертным: «По сей причине, дабы не увековечилось поселившееся в нас зло… сосуд на время разрушается смертью, чтобы, по истечении зла, преобразовалось человеческое естество и, чистое от зла, восстановилось в первоначальное состояние» (св. Григорий Нисский). Но такое восстановление возможно только при условии воскресения из мертвых: «Ибо, если нет воскресения, природа всего человека не сохранится». Согласно учению свт. Афанасия Великого, поскольку Божие милосердие не могло допустить, «чтобы однажды сотворенные разумные существа и причастные Слова Его погибли и через тление снова обратились в небытие», Бог-Слово стал человеком, чтобы «людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатью Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем».

На всех богослужениях в ектениях возносится прошение о даровании членам Церкви христианской кончины, т.е. кончины с напутствием Святыми Таинствами – Покаянием, Причащением и Елеосвящением. Поэтому при желании умирающего принять эти таинства, а также если он не крещен и желает креститься, следует без промедления пригласить к нему священника.

Чтобы облегчить предсмертное томление умирающего, надо поместить его так, чтобы он видел святые иконы, крест, огонь лампады, зажечь у икон свечу. Облегчает переход в вечность чтение над умирающим «Канона молебного на исход души», по-народному называемого отходной. (Если смерть наступит во время чтения, то канон дочитывается с припевом: «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего»).

В случае, когда предсмертная болезнь длится долго и мучительно, по благословению священника может быть прочитан канон, содержащий прошение о скорой и мирной кончине – «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».

***

Восприятие смерти

Проповедь иеромонаха Мефодия

Различно воспринимается смерть. Смотря по тому, как она приходит.

Она может быть страшной гостьей, врасплох пришедшей со своим леденящим дыханием туда, где радостно и бурно только что цвела жизнь.

Она может быть утешительницей, когда приходит к человеку после долгих и тяжких телесных страданий.

Наконец, она может быть Божиим посланцем, прилетевшим за человеческой душой тогда, когда совершил человек на земле свое делание.

По разному приходит она… Приходит тихо, незаметно, неожиданно… Приходит после долгого и томительного ожидания. Но что общее в ней – это то, что она всегда представляет из себя что-то новое.

Новое в великой древности своей. Человек не помнит себя вне последнего сна смертного, но он, этот сон, всегда пугает его, всегда раскрывает пред ним бездну небытия и конца жизни. И отсюда трусость перед смертью, животный страх при одной мысли о ней, при мысли о том, что от нее не уйдешь.

И только одна вера во Христа, Христа живого и животворящего, чрез Себя и в Себе смертью поправшего смерть – единственная сила для христианина в неизбежно ждущей его встрече с посетительницей последнего часа.

Только христианин может открытым взором посмотреть в лицо смерти. Ибо только в уповании христианском она побеждена действенной и несокрушимой победой.

Подай же, Господи, и нам по христиански пожить в своей жизни и в час последнего испытания не усумниться в уповании светлого грядущего бытия, но с сердцем сокрушенным и духом смиренным предстать на ждущий каждого из нас Суд Божией Правды и Божией Любви.

***

Христианское учение однозначно указывает на то, что человеческое тело было сотворено Богом потенциально бессмертным. Так «Вопрошание».

***

См. также: ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, ПОГРЕБЕНИЕ, ОТПЕВАНИЕ, ПОМИНКИ