Вознесение Господне

Вознесение Господне

Вознесе́ние Госпо́дне — 1) Переселение Господа Иисуса Христа с земли на Небо, в Дом Отца, состоявшееся по завершении Им дела Искупления человека, на сороковой день по Воскресении; 2) Двунадесятый Церковный Праздник, установленный в честь Вознесения Спасителя, торжественно отмечаемый на сороковой день после Пасхи).

Почему в иконографии Вознесения наряду с прочими апостолами изображается Павел?

Традиция отмечать на изображениях Вознесения Господня святого апостола Павла имеет достаточно древнее происхождение. Такое иконографическое решение используется, например, в Евангелии Раввулы (586 г.).

Если следовать строго исторической линии, можно подумать, что подобное изображение не соответствует действительности: ведь в первое время существования Церкви Павел (Савл) был гонителем христиан и, конечно же, не присутствовал при Вознесении в числе ближайших учеников Господа Иисуса Христа, свидетелей этого чуда.

Между тем, иконография, отображая это событие, выходит за рамки буквальности, воспроизводит большее, чем исторический факт пространственного перемещения Мессии с земли в Дом Отца. Воспроизведением в общей группе апостолов апостола Павла подчеркивается та несомненная истина, что Вознесение не было частным событием из жизни Спасителя и Его ближайшего окружения, а имело значение для всей Церкви.

Сам Христос возвестил об этом в следующих словах: «если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7). День Сошествия Святого Духа на апостолов считается одним из важнейших в истории существования Церкви.

Иногда связь между Вознесением и Сошествием Святого Духа в День Пятидесятницы подчеркивалась в ранней иконографии через совместное воспроизведение этих событий. Например, под облаком славы, обрамляющим фигуру Возносящегося Христа, изображалась десница Бога Отца (как бы выдвигающейся из этого облака), а несколько ниже обозначался голубь, символизирующий Святого Духа; ещё ниже изображалась Богоматерь и апостолы.