Вседержи́тель — 1) имя Единого Бога, Пресвятой Троицы, смысл которого состоит в том, что всё существующее, видимый и невидимый мир, содержится Божественной властью и всемогуществом; понятие Вседержитель сближается по значению с понятием «Царь царствующих, Господь господствующих» (1Тим.6:15); 2) имя Господа Иисуса Христа; подчеркивающее, что любое Владычное действие, инициируемое Богом Отцом, проистекает через Единородного Сына; 3) (Господь Вседержитель) иконографический образ Спасителя, отличительными особенностями которого служат: благословляющий жест, книга (либо свиток) в левой руке.
Демоны, как и бесплотные духи вообще, были созданы нравственно свободными, не имевшими склонности ко греху. Пользуясь дарованным им от Творца правом свободного выбора, все они имели возможность самоопределения: либо к Добру, либо ко злу.
Фактор их нравственной свободы лежал в основе возможности стать добродетельными духами, ведь добродетельность подразумевает не фатальное и не насильственное, но добровольное и осознанное расположение к Добру (см.: Добродетель). Следовательно, если бы демоны не обладали способностью нравственного выбора, в том числе способностью уклоняться от Бога, то они не могли бы стать добродетельными.
Коль скоро Бог дал ангелам возможность неподчинения, а некоторые из них воспользовалась этой возможностью и уклонились от Бога, то они и пользуются ею в тех ограниченных рамках, в которых попускается Промыслом.
Это, конечно, не значит, что будто бы Бог сделался заложником собственной доброты. Как Всемогущий, Благой и Премудрый, Он и злые дела падших ангелов обращает на пользу спасаемым. Так, противостоя козням и искушениями демонов, Божьи угодники крепнут в духовной борьбе, закаляют свой дух, а в итоге стяжают большую cвятость.
Будучи Одним из Лиц Пресвятой Троицы, Бог Отец, тем не менее, не является отграниченным или обособленным Божественным Лицом. Ведь несмотря на троичность в Лицах Бог — абсолютно Единый и Нераздельный Владыка.
Сын Божий есть Слово Отца. Как человеческая мысль рождается от ума в форме слов, так и Отец, Верховный Ум, рождает в вечности Своё Всесовершенное Слово (Ин.1:1-2), Премудрость (1Кор.1:24). Как человеческая воля проявляется через словесно выраженную мысль, так и владычная воля Отца проявляется через Его вечный Логос, Слово, Премудрость. В этом понимании мы и говорим, что Отец правит миром через Сына.
С другой стороны, мы должны учитывать и то обстоятельство, что став Человеком, Спасителем, Искупителем, Сын властвует над миром и как Человек, в соответствии с Его уверением: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18).