Вседержитель

Вседержитель

Вседержи́тель — 1) имя Единого Бога, Пресвятой Троицы, смысл которого состоит в том, что всё существующее, видимый и невидимый мир, содержится Божественной властью и всемогуществом; понятие Вседержитель сближается по значению с понятием «Царь царствующих, Господь господствующих» (1Тим.6:15); 2) имя Господа Иисуса Христа; подчеркивающее, что любое Владычное действие, инициируемое Богом Отцом, проистекает через Единородного Сына; 3) (Господь Вседержитель) иконографический образ Спасителя, отличительными особенностями которого служат: благословляющий жест, книга (либо свиток) в левой руке.

Если Господь содержит всё в Своей власти, то почему Он не запрещает демонам вершить зло?

Демоны, как и бесплотные духи вообще, были созданы нравственно свободными, не имевшими склонности ко греху. Пользуясь дарованным им от Творца правом свободного выбора, все они имели возможность самоопределения: либо к Добру, либо ко злу.

Фактор их нравственной свободы лежал в основе возможности стать добродетельными духами, ведь добродетельность подразумевает не фатальное и не насильственное, но добровольное и осознанное расположение к Добру (см.: Добродетель). Следовательно, если бы демоны не обладали способностью нравственного выбора, в том числе способностью уклоняться от Бога, то они не могли бы стать добродетельными.

Коль скоро Бог дал ангелам возможность неподчинения, а некоторые из них воспользовалась этой возможностью и уклонились от Бога, то они и пользуются ею в тех ограниченных рамках, в которых попускается Промыслом.

Это, конечно, не значит, что будто бы Бог сделался заложником собственной доброты. Как Всемогущий, Благой и Премудрый, Он и злые дела падших ангелов обращает на пользу спасаемым. Так, противостоя козням и искушениями демонов, Божьи угодники крепнут в духовной борьбе, закаляют свой дух, а в итоге стяжают большую cвятость.

Почему Бог Отец правит миром через Своего Сына?

Будучи Одним из Лиц Пресвятой Троицы, Бог Отец, тем не менее, не является отграниченным или обособленным Божественным Лицом. Ведь несмотря на троичность в Лицах Бог — абсолютно Единый и Нераздельный Владыка.

Сын Божий есть Слово Отца. Как человеческая мысль рождается от ума в форме слов, так и Отец, Верховный Ум, рождает в вечности Своё Всесовершенное Слово (Ин.1:1-2), Премудрость (1Кор.1:24). Как человеческая воля проявляется через словесно выраженную мысль, так и владычная воля Отца проявляется через Его вечный Логос, Слово, Премудрость. В этом понимании мы и говорим, что Отец правит миром через Сына.

С другой стороны, мы должны учитывать и то обстоятельство, что став Человеком, Спасителем, Искупителем, Сын властвует над миром и как Человек, в соответствии с Его уверением: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18).