Здоровье

Здоровье

Здоро́вье — 1) душевное и телесное состояние человеческого организма, характеризуемое нормальным функционированием всех его сил, органов, систем; самочувствие, характеризуемое отсутствием внутренних болезненных факторов и симптомов; 2) духовно-нравственное состояние, характеризуемое правильным отношением человека к Богу, ближним и к себе самому. Здоровье души – исцеление от болезни грехов и страстей Божественной благодатью.

***

Подобно тому как, заботясь о телесном здоровье, человек разыскивает хорошего врача, так же, заботясь о здоровье души, нужно постараться найти хорошего духовника и ходить к этому духовнику – врачу души – регулярно.
старец Паисий Святогорец

Таинство Причащения – «лекарство бессмертия», как говорил священномученик Игнатий Богоносец, «противоядие, чтобы не умирать».

Вспоминаю о двух важных для меня вопросах, на которые получила ответ у владыки Антония (Сурожского). Первый связан с моим фильмом «Надежда» — о паломнице Надежде, которая стала ездить по монастырям, узнав, что тяжело больна. Все, кто знакомился с сюжетом, говорили: «Как же так, она молилась-молилась, ездила по монастырям — и умерла!» У меня была возможность спросить об этом у владыки Антония: что же тогда означает слово «исцеление»? Он ответил: исцеление это не значит физическое выздоровление. Это значит возвращение к себе цельному. Такому. как нас создал Господь. Болезнь дает возможность исцелиться духовно здесь, чтобы не продолжать страдать там, а сразу попасть к Богу. Вот это меня потрясло, и я постаралась это как-то ввести в фильм.
Второй вопрос связан с тюрьмой, куда я ходила два года, разговаривала с заключенными для своего фильма. И там я поняла, что люди, которые пошли на преступление, это люди недолюбленные… Отцом еще во чреве, или матерью в младенчестве, или воспитателем в детском саду, или в молодости какой-нибудь женщиной.
режиссер Валентина Матвеева

***

Существует ли связь между нравственным и физическим здоровьем?

Такая связь, конечно же, существует. Этот вывод следует хотя бы из того, что причиной появления болезней стало не что иное как грехопадение.

История развития человеческого общества предоставляет нам множество примеров, когда человек лишался здоровья в результате греха. Кто не знает, насколько чреваты заболеваниями такие грехи как блуд, пьянство, чревоугодие? В этих случаях связь между причиной и следствием может быть самой очевидной и непосредственной. Так блуд в состоянии наградить человека всевозможными инфекциями, венерическими заболеваниями; пьянство — болезнью печени, почек, сердца; чревоугодие — ожирением.

Разумеется, далеко не во всяком грехе можно с легкостью усмотреть основание для будущего недуга. Многие из нас наверняка могут вспомнить не очень добродетельных знакомых, чьё физическое состояние превосходит состояние того или иного Божьего угодника. Но это не значит, что грех может и вовсе не сказываться на здоровье. Грех — противоречит не только Божьему закону, но и законам человеческого естества, тогда как степень здоровья как раз и определяется мерой соответствия жизни человека естественным законам его сущности.

Какая, казалось бы, может быть связь между пренебрежением человека к родителям и его долголетием (что часто рассматривается как один из показателей здоровья)? Между тем Писание с ясностью сообщает: «Почитай отца и мать твою, … чтобы продлились дни твои на земле» (Исх.20:12). Писание повествует нам и о таких случаях, когда Бог или Его ангел карал грешников болезнью или даже смертью.

Но спрашивается, а почему тогда болеют праведники, почему разворот человека от греха к добру далеко не всегда ведёт к скорому выздоровлению?

Здесь может быть множество причин. Во-первых, на земле грешат даже и праведники (1Ин.1:8). Во-вторых, их болезни могут быть связаны не с внутренними, а с сугубо внешними причинами (эпидемии, побои, лишения, нужда). В-третьих, Бог может нарочито попускать им сталкиваться с трудностями, в том числе с заболеваниями, как это было в случае с Иовом, для того, чтобы испытать их, укрепить веру, закалить волю, характер. Наконец, Бог попускает болезни праведникам и для того, чтобы яснее вскрывалась их личная немощь и яснее подчеркивалась роль благодати в осуществлении тех или иных дел добра (см.: Синергия).

См. ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ