Мессия

Мессия

Месси́я (от еврейского «машиах» — помазанник) — Господь Иисус Христос; Сын Божий, вочеловечившийся ради спасения людей, принесший Себя в Искупительную Жертву на Кресте, воскресший и вознесшийся на Небо; Глава Церкви.

Почему Господь Иисус Христос назван Мессией?

Во времена Ветхого Завета помазанием особым веществом — освящённым елеем или миром — сопровождалось посвящение человека на три рода общественной деятельности. Это действие было утверждено самим Богом. Считалось, что при совершении обряда помазания на человека низводились Божьи благословения, дары Святого Духа. По этой причине роль помазанника ставилась в связь со служением Богу.

О Пришествии Великого Праведника, Который избавит людей от тления и смерти, власти диавола и греха, человеку было известно с глубокой древности. Этот Праведник неоднократно обозначался в Священном Писании то как Священник (Пс.109:4), то как Пророк (Втор.18:15), то как Царь (Пс.44:2). Вместе с тем о Нем сообщалось как о Боге (Пс.109:1-2), Который, не переставая быть Господом неба и земли, воспримет в Свою Вечную Ипостась человеческое естество и родится, как Человек (Мих.5:2-3). И именно как Человек Он примет полноту даров Святого Духа (Ис.11:2). Речь во всех этих пророчествах шла, конечно же, о Господе Иисусе Христе).

Поэтому Он и был назван Мессией или, что то же, Помазанником: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня…» (Ис.61:1). Правда, там имелся в виду не обряд помазания Спасителя освященным миром: подразумевалось, что Дух будет почивать на Мессии, как на Человеке, в силу особого облагодатсвования, причем почивать в полноте, насколько это возможно для человеческого естества (Пс. 44:8-9). Позднее апостол заметит, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).

В чем состояли мессианские ожидания ветхозаветного Израиля?

Тотчас по грехопадении Адама и Евы, повлекшем за собой тягчайшие последствия, Бог сообщил прародителям о грядущем Спасителе, Который, придя, сотрёт главу змия (Быт. 3:15). С течением времени, по мере уместности, Бог всё больше и больше посвящал человека в детали и цели предстоящего Пришествия Христа.

Сперва Господь сообщил Аврааму, что Спаситель произойдёт из его рода (Быт.12:3). Затем Бог постепенно довёл родословную до Исаака, Иакова (Быт.28:14), Иуды (Быт.49:9-10), Давида (Ис.11:1).

Патриарх Иаков обозначил один из признаков явления Спасителя — утрату власти коленом Иуды (Быт.49:10). А пророк Даниил назвал более точное время (Дан.9:24-27). Пророк Михей возвестил о месте рождения Христа, Вифлееме (Мих.5:2), а Исаия отметил, что это Рождение будет чудесным, от Девы (Ис.7:14). Как Исаия, так и Михей подчеркнули, что в Церковь Христову будут призваны все без исключения народы (Ис.2:2-3; Мих.4:1-2).

Пророк Иеремия предсказал заключение Нового Завета Бога с людьми (Иер.31:31). Пророк Аггей возвестил о проповеди Христа в новом Храме (Агг.2:6-9). Захария сообщил о входе Господнем в Иерусалим (Зах.9:9), о предательстве и продаже Мессии за тридцать сребреников (Зах.11:12), о Его Крестной смерти (Зах.12:10), рассеянии апостолов (Зах.13:7). Пророк Осия отметил, что Господь, испытав насильственную смерть, воскреснет на третий день (Ос.6:1-2). А царь и псалмопевец Давид указал, что, пребывая в состоянии смерти, Христос сойдёт душой во ад и воскреснет в нетлении (Пс.15:10). Пророк Исаия выявил ряд подробностей Крестных страданий и смерти Искупителя (Ис.53).

Помимо многочисленных пророчеств, на Мессию указывали и прообразы: скиния, ковчег, ряд людей: священников, пророков и царей.

История свидетельствует, что ко времени окончания ветхозаветного периода ожидание Мессии было всеобщим. Не только на территории Иудеи, но и в других странах ощущалось приближение Его явления в мир.

См. СЫН БОЖИЙ, БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА